Самореализация потенциала субъекта профессиональной деятельности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-6
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы обусловлена тем, что детерминация научно-технического прогресса в современном российском обществе требует рассмотрения потенциала личности профессионала как главной части производства. При этом необходим акцент на осознанном воспроизводстве самого человека, актуализации и самореализации его потенциала, изменении отношения к нему как ресурсу и исследовании его как глубинного, сущностного и ценностного.
Постановка задачи. В связи с этим в исследовании ставится задача выявления сути субъекта, его взаимосвязи с потенциалом в процессе профессиональной самореализации в условиях современного российского общества.
Методика и методология исследования. Исследование строится на основе применения психосоциального, культурологического, субъектно-деятельностного и рефлексивно-акмеологического подходов.
Результаты исследования. Личность является ключевым субъектом профессиональной деятельности, живущим в пространстве российского общества, в ментальном слое которого скрыты духовно-нравственные начала, обусловливающие возможность достижения духовной ступени развития и вершин профессионального мастерства. Благодаря духовной составляющей российской культуры профессионал творчески развивается как субъект, которым движут внутренние сущностные созидательные силы, актуализирующие деятельное, творческое начало.
Выводы. Авторский подход позволяет отойти от трактовки личности как совокупности общественных отношений и рассматривать личность профессионала через потенциальное, сущностное, проявляющееся и разворачивающееся в субъектном как потенции сущностных жизненных сил.
Об авторе
Д. Б. КазанцеваРоссия
Казанцева Дина Борисовна – кандидат психологических наук, докторант
Российская Федерация, 344006, г. Ростов-на-Дону,
ул. Большая Садовая, 105/42
Список литературы
1. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. Москва : Смысл, 1993. 456 c.
2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Воронеж : МОДЭК, 2004. 752 с.
3. Деркач А. А. Исследование процесса развития профессионального Я государственных служащих // Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. Москва, 2000. Кн. 3. С. 166.
4. Герасимов Г. И. Трансформация образования – социокультурный потенциал развития российского общества. Москва : Соц.-гуманитар. знания, 2005. 311 с.
5. Анисимов О. С. Методология и развитие духовности в XXI веке. Москва, 2008. 502 с.
6. Газгереева Л. Х. Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2014. 59 с.
7. Бережнова Л. Н. Образование как многоаспектный социокультурный феномен // Человек и образование в современной России : социол. очерки. Санкт-Петербург, 1998. С. 182.
8. Герасимов Г. И., Лубский А. В. Диалог о познавательно-развивающей парадигме высшего образования // Гуманитарий юга России. 2014. № 2. С. 118.
9. Тоффлер А. Футурошок. Санкт-Петербург : Лань, 1997. 464 с.
10. Казанцева Д. Б. Самореализация потенциала личности: социально-философский аспект. Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. 232 с.
11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Москва [и др.] : Питер, 2012. 224 с.
12. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 3–13.
13. Мамардашвили М. К. Полнота бытия и собранный субъект // Необходимость себя : Лекции. Статьи. Философские заметки. Москва, 1996. С. 40–57.
14. Котелевцев Н. А. Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3. С. 208–212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subektai-subektnosti-v-otechestvennoy-psihologicheskoy-nauke/viewer (дата обращения: 12.01.2022).
15. Волкова Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и миру // Мир психологии. 2005. № 3. С. 33–39.
16. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. Санкт-Петербург : Наука, 2007. 677 с.
17. Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы : пер. с англ. Москва : Независимая фирма «Класс», 1997. 288 с.
18. Шадриков В. Д. Изучение субъектности и её проявления в ментальном развитии человека // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2013. URL: https://www.hse.ru/org/projects/79455603 (дата обращения: 12.01.2022).
19. Анисимов О. С. Рефлексия и методология. Москва, 2008. 482 с.
20. Анисимов О. С. Методологические проблемы проектирования будущего России. Москва, 2015. 536 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Казанцева Д.Б. Самореализация потенциала субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):46-52. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-6
For citation: Kazantseva D.B. Self-realization of the potential of the subject of professional activity. Professional education in the modern world. 2022;12(1):46-52. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-6
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.