Критическое мышление и его необходимость для системы высшего образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-3
Аннотация
Введение. В современной литературе по философии, педагогике, психологии утверждается необходимость критического мышления для человека, живущего в современном обществе, и для выпускника высшего учебного заведения.
Постановка задачи. Цель статьи – конкретизация причин необходимости критического мышления.
Методика и методология исследования. Для достижения цели на первом этапе автором проведен анализ англоязычных статей-обзоров, посвященных различным аспектам критического мышления. На втором шаге на основе результатов первого выявлены наиболее значимые особенности понимания критического мышления в философии (идеальный, абстрактный носитель критического мышления, акцент на формально-логических мыслительных процедурах), психологии (внимание к мышлению в конкретных ситуациях, определение связи критического мышления с типами поведения, анализ навыков критического мышления в определенных ситуациях), педагогике (ориентация на практику обучения, опора на эмпирические исследования).
Результаты. На основе анализа статей-обзоров выявлены наиболее значимые непротиворечивые характеристики критического мышления как процесса: умение фиксировать проблему, выдвижение гипотез для ее решения, аргументированный анализ гипотез, сравнение с другими вариантами, возможность отказаться от предварительного решения проблемы и др. Кроме того, определено, что для реализации критического мышления необходимы «интеллектуальные добродетели»: стремление к образованности, ответственные рассуждения, пластичность, отказ от предрассудков и интеллектуальной эгоцентрированности.
Выводы. Анализ документов Всемирного экономического форума (2016, 2018 г.) показал, что критическое мышление входит в перечень основных навыков обучающихся и профессионалов.
Об авторе
Э. В. БарбашинаРоссия
Барбашина Эвелина Владимировна – доктор философских наук, профессор
Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Список литературы
1. Барбашина Э. В. Необходимость критического мышления в условиях трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1777–1787. DOI: 10.15372/PEMW20180205.
2. Paul R., Elder L. The Miniature guide to critical thinking: concepts and tools. Berkeley : Dillon Beach, 2007. 23 p.
3. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Обзор как перспективный вид научной публикации, его типы и характеристики // Научный редактор и издатель. 2019. № 4. С. 131–139. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-131-139.
4. Cooper H. M. Organizing knowledge synthesis: a taxonomy of literature reviews // Knowledge in Society. 1998. Vol. 1, № 1. P. 104–126. DOI: 10.1007/BF03177550.
5. Torraco R. I. Writing integrative reviews of the literature: methods and purposes // International Journal of Adult Vocational Education and Technology. 2016. Vol. 7, № 3. P. 62–70. DOI: 10.4018/IJAVET.2016070106.
6. McCormick N. J., Clark L. M., Raines J. M. Engaging students in critical thinking and problem solving: a brief review of the literature // Journal of Studies in Education. 2015. Vol. 5, № 4. P. 100–113. DOI:10.5296/jse.v5i4.8249.
7. Huber Cr. R., Kuncel N. R. Does college teach critical thinking? A meta-analysis // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86, № 2. P. 431–468. DOI: 10.3102/0034654315605917.
8. Pithers R. T., Soden R. Critical thinking in education: a review // Educational Research. 2000. Vol. 42, № 3. P. 237–249. DOI: 10.3102/0034654315605917.
9. Thorndahl K. L., Stentoft D. Thinking critically about critical thinking and problem-based learning in higher education: a scoping review // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006. Vol. 1, № 1. P. 1–21. DOI: 10.3102/0034654315605917.
10. Savery J. R. Overview of problem-based learning: defnitions and distinctions // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006. Vol. 11, № 1. P. 9–20. DOI: https://doi.org/10.7771/1541-5015.1002.
11. Thayer-Bacon B. J., Martin J. R. Transforming critical thinking: thinking constructively. New York : Teachers College Press, 2000. 199 p.
12. Sternberg R. J. Critical thinking: its nature, measurement, and improvement. Washington : Nat. Inst. of Education, 1986. 36 p. URL: http://eric.ed.gov/PDFS/ED272882.pdf (дата обращения: 27.12. 2021).
13. Lipman M. Critical thinking: can it be? // Analytic Teaching. 1987. Vol. 8, № 1. P. 5–12.
14. Paul R. Teaching critical thinking in the «strong» sense: a focus on self-deception, world views, and a dialectical mode of analysis // Informal Logic. 1981. Vol. 4, № 2. P. 2–7. DOI: 10.22329/il.v4i2.2766.
15. Lewis A., Smith D. Defning higher order thinking // Theory into Practice. 1993. Vol. 32, № 3. P. 131–137. DOI: 10.1080/00405849309543588.
16. Glaser E. M. An experiment in the development of critical thinking. New York : Teachers College, Columbia Univ., 1941. 212 p.
17. Ennis R. H. Critical thinking and subject specifcity: clarifcation and needed research // Educational Researcher. 1989. Vol. 18, № 3. P. 4–10. DOI: 10.2307/1174885.
18. Карпов Г. В., Лисанюк Е. Н. Практическая философия обучения аргументации и критическому мышлению // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 3959–3970. DOI: 10.15372/PEMW20200307.
19. McPeck J. E. Critical thinking and subject specifcity: a reply to Ennis // Educational Researcher. 1990. Vol. 19, № 4. P. 10–12. DOI: 10.3102/0013189X019004010.
20. Ennis R. H. A logical basis for measuring critical thinking skills // Educational Leadership. 1985. Vol. 43, № 2. P. 44–48.
21. Halpern D. F. Teaching critical thinking for transfer across domains: dispositions, skills, structure training, and metacognitive monitoring // American Psychologist. 1998. Vol. 53, № 4. P. 449–455. DOI: 10.1037/0003-066x.53.4.449.
22. Paul R. W., Elder L. Critical thinking: the nature of critical and creative thought // Journal of Developmental Education. 2006. Vol. 30, № 2. P. 34–35.
23. Tindal G., Nolet V. Curriculum-based measurement in middle and high schools: critical thinking skills in content areas // Focus on Exceptional Children. 1995. Vol. 27, № 7. P. 1–22. DOI: 10.17161/foec.v27i7.6847.
24. Banning M. Measures that can be used to instill critical thinking in nurse prescribers // Nurse Education in Practice. 2006. Vol. 6. P. 98–105. DOI: 10.1016/j.nepr.2005.10.001.
25. Facione P. A. Critical thinking: a statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction. Millbrae : California Acad. Press, 1990. 20 p.
26. Bailin S., Case R., Coombs J. R., Daniels L. B. Conceptualizing critical thinking. Journal of Curriculum Studies. 1999. Vol. 31, № 3. P. 285–302. DOI: 10.1080/002202799183133.
27. Facione P. A. The disposition toward critical thinking: Its character, measurement, and relation to critical thinking skill // Informal Logic. 2000. Vol. 20, № 1. P. 61–84. DOI: 10.22329/il.v20i1.2254.
28. New vision for education: fostering social and emotional learning through technology Geneva : World Econ. Forum, 2016. 36 p. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
29. The Future of Jobs Report 2018. Geneva : World Econ. Forum, 2016. 147 p. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Барбашина Э.В. Критическое мышление и его необходимость для системы высшего образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):20-28. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-3
For citation: Barbashina E.V. Critical thinking and its necessity for the system of higher education. Professional education in the modern world. 2022;12(1):20-28. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-3
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.