Персональная образовательная среда в проблемном поле философии образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-2

Полный текст:




Аннотация

Введение. Одним из главных трендов в трансформации постиндустриального образования становится перенос образовательной активности в интернет. Электронное обучение сменяется его мобильным вариантом. Это детерминирует развитие возможности тотального непрерывного обучения с выделением в этом сегменте интеллектуального обучения. Последнее прямо связано с искусственным интеллектом, селективностью образовательных практик и конструированием персональной образовательной среды (далее – ПОС). Актуализация и проектирование ПОС – самый сложный сегмент в конструировании электронно-информационного образовательного пространства (далее – ЭИОП) любого образовательного учреждения. Это проявилось уже на этапе формирования e-learning (электронного обучения), стало явным на этапе m-learning (мобильного обучения) и еще более актуализируется на этапах u-learning (ubiquitous learning) – тотального всепроникающего обучения и smart e-learning (интеллектуального обучения).

Постановка задачи. Задачей статьи является анализ достигнутого в понимании проблематики проектирования ПОС на этапе электронного обучения в объеме ЭИОП вуза как образовательного учреждения.

Методика и методология исследования. В основу статьи положены основные принципы коннективизма (У. Г. Боуэн, А. Марей, Н. А. Колесникова, М. Хорн, Х. Стейкер, А. Крол др.) в применении к трансформации современных педагогических практик в сторону их индивидуализации. Важными для работы стали идеи Д. Бакли, актуализированные понятиями «персонализация для учащегося» и «персонализация учащегося», Мохаммеда Амина Чатти, прокламирующего и обосновавшего положения о ПОС не только как о субъективированном наборе инструментов для ее создания, но и о передаче контроля за ними непрерывно учащемуся индивиду. Ценным является и указание Шона Фитцжералда о значимости проективного метода для создания индивидуального образовательного пространства. На сегодняшний день единого понимания и определения ПОС нет. Отечественные педагоги и философы образования (А. М. Ксенофонтова, А. В. Леденева, С. Х. Васильченко, А. В. Слепухин, В. А. Стародубцев, Ю. Духнич, И. Ю. Малкова, А. В. Фещенко и др.), а также зарубежные (M. Martin, S. Wilson, A. Cann, S. Russel и др.) солидарны в том, что вариативность как основное свойство ЭИОС (иногда ИКОС – информационно-коммуникационной образовательной среды) является основной детерминантой проектирования и создания ПОС. Второй «согласительный» момент состоит в том, что ПОС – это среда для «нового поколения» Zet и Alfa, в своем развитии интегрирующая искусственный интеллект с потребностями, смыслами, ценностями и способностями индивидов «цифровой» экономики и «цифрового» образования.

Результаты. К настоящему времени наиболее разработанными подходами в теории формирования ПОС являются персонологический (в основе лежит принцип субъектности учащегося как субъективации его личного, в том числе образовательного опыта) и деятельностный (в основу которого положен принцип автодидактики). На наш взгляд, второй подход имеет больший эпистемологический потенциал. Обоснование этого автор попытался продемонстрировать в статье.

Выводы. Саморегуляция, самоуправление, самоорганизация на основе информационно-коммуникационных технологий – основные позиционные характеристики ПОС в объеме личного образовательного пространства индивида. Их практическое формирование осуществляется на основе ИКОП (иногда ЭИОП) учебного учреждения – необходимого условия успешности в проектировании ПОС. Автодидактика – это маршрут, ведущий к неформальному и информальному обучению. В их объемах интегрируются ПОСы учащихся и обучающих. Субъектом в этом случае выступает мотивированный учащийся. Формальное (массовое обучение) предполагает формирование другого типа ИКОП, более стандартизированного и менее мотивированного ПОП (профессионально-образовательного пространства) индивида.


Об авторе

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии

Российская Федерация, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149



Список литературы

1. Барсукова Е. М., Белоруцкая А. К., Иванова Е. В., Левон Т. Н., Шмис Т. Г., Устинова М. А., Лозовский М. Б. Формирование современной образовательной среды. Москва : Рос. учебник, 2019. 44 с.

2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., доп. и испр. Москва : Смысл, 2001. 365 с.

3. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 352 с.

4. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования : сб. ст. / под ред. В. В. Рубцова. Москва ; Новосибирск : Вен-Мер, 1996. 157 с.

5. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Москва, 1997. Вып. 7. С. 177–184.

6. Панов В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. Москва : Наука, 2004. 197 с.

7. Winchester I., Manery R. Conceptual analysis in the contemporary educational landscape // Philosophical Inquiry in Education. 2019. Vol. 26, № 2. P. 113–116. DOI: https://org./10/7202/1071433ar.

8. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования : [коллективная моногр.] / под ред Н. В. Горбуновой. Саратов, 2019. 152 с.

9. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятия и структура // Социальное пространство. 2019. № 4. С. 1–14. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6.— 17

10. Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Концепция проектирования персональной образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 8. С. 27–32.

11. Chatti M. A. Personalization in technology enhanced learning: a social software perspective : diss. theses. Ahena : Ahena Univ., 2010. 399 p.

12. Стародубцев В. В. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза : учеб. пособие. Томск : Изд-во Томского политехн. ун-та, 2012. 124 с.

13. Слепухин А. В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195–205.

14. Васильченко С. Х. Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения: на примере корпоративного обучения : дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 173 с.

15. Цифровые следы в образовании : онлайн-конф. 13 окт. 2021 г. / Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. URL: https://conf.landbook.com/cso2021 (дата обращения: 08.11.2021).

16. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Петрова Т. Э., Пырма Р. В., Азаров А. А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 9–22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22.

17. Черных С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества. Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2011. 254 с.

18. Черных С. И., Аллахам Я. С., Паршиков В. И. Образование как деструктор социального порядка // Science for Education Today. 2021. Vol. 11, № 2. С. 81–101. DOI: 10.15293/2658-6762.2102.04.

19. Инновационный образовательный проект. URL: https://www.cbsu.ru/nauka-i-innovatsii/innovatsionnayadeyatelnost/innovatsionny-obrazovatelnyy-proekt.php. (дата обращения: 08.11.2021).

20. Сарма А. «Бесшовная» модель. Эксперты в Воронеже – о подготовке и сопровождении педагогов // РИА Воронеж. URL: https://riavrn.ru/news/besshovnaya-model-eksperty-v-voronezhe--o-podgotovke-isoprovozhdenii-pedagogov/ (дата обращения 08.11.2021).

21. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образование для сложного общества : докл. Global Education Futures. Москва : Рос. учебник, 2018. 123 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И. Персональная образовательная среда в проблемном поле философии образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):11-19. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-2

For citation: Chernykh S.I. Personal educational environment in the problem field of the philosophy of education. Professional education in the modern world. 2022;12(1):11-19. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-2

Просмотров: 320

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)