Структура способности будущих офицеров выполнять задачи в «особых условиях»
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-14
Аннотация
В настоящей работе осуществляется теоретическое осмысление и практическое выявление структуры способности будущих офицеров выполнять задачи в особых условиях, под которыми понимается законодательно закрепленные в Российской Федерации особые правовые режимы: чрезвычайные ситуации, режимы чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции. Исследуются мнения ученых по вопросам определения понятия способностей и их структуры. Отмечается, что исследованию способностей посвящены научные труды К. К. Платонова, Д. К. Кирнарской, В. А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна, В. Н. Дружинина и др. Рассматривается позиция приведенных авторов, делаются соответствующие выводы. Так, установлено, что к специальным способностям относятся профессиональные способности. Под ними понимаются способности, необходимые для выполнения определенной деятельности в рамках выбранной человеком профессии. Они играют роль сначала условия реализации личности как профессионала, затем роль результата профессиональной деятельности. Целенаправленное формирование у будущих офицеров тех или иных профессиональных способностей должно быть оправдано их значимостью в профессиональной деятельности и выполнять требования, предъявляемые к выпускникам военных вузов. В целях понимания, каким образом способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях влияет на становление личностных структур будущих офицеров, а также выяснения, какую роль она играет в поддержании и развитии их общепрофессионального уровня, раскрывается структура этой способности. Выявлено, что в качестве составляющих компонентов структуры способности будущих офицеров выполнять задачи в особых условиях выделяются ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный (когнитивный) аспект, адаптационный, деятельностно-практический, коммуникативный.
Ключ. слова
Об авторах
С. В. БакалкинРоссия
Бакалкин Сергей Владимирович – помощник начальника отделения правового обеспечения
143914, г. Балашиха, Вишняковское шоссе, владение 101
П. Ю. Наумов
Россия
Наумов Петр Юрьевич – кандидат педагогических наук, помощник начальника по правовой работе
111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 9а
В. М. Большакова
Россия
Большакова Валентина Михайловна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права
603950, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 46
Список литературы
1. Бакалкин С.В., Наумов П.Ю. Структура педагогических условий формирования способности будущих офицеров выполнять профессиональные задачи в особых условиях // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 6А. С. 62–69.
2. Марков А.М. Формирование эмоционально-волевых качеств курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 2021. 22 с.
3. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. Москва: Логос, 2002. 156 с.
4. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика: учеб. для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 478 с.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва: Наука, 2003. 384 с.
6. Крутецкий В. А. Вопросы психологии способностей. Москва: Педагогика, 1973. 216 с.
7. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Москва: Таланты-XXI век, 2004. 496 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 368 с.
9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 287 с.
10. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. Москва: ИП РАН, 2005. 376 с.
11. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. Москва: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
12. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы. Москва: ИП РАН, 2006. 623 с.
13. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей: материалы конф. 22–24 июня 1960 г., Ленинград. Москва, 1962. С. 192–198.
14. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. №1. С. 13–21.
15. Русалов В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Москва: Ин-т психологии АН СССР, 1991. 690 с.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.
17. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: Издво УРАО, 2002. 159 с.
18. Платонов К.К. Проблема способностей. Москва: Наука, 1972. 312 с.
19. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное изд. Москва: Эксмо, 2015. 896 с.
20. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 42–49.
21. Сорокин В. В. Воля в праве: актуализация проблемы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2012. №5. С. 258–262.
22. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6т. Т. 3. Москва, 1983. 369 с.
23. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 2006. 208 с.
24. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли: учеб. пособие. Ростов на Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 142 с.
25. Кэррол Э. И. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 464 с.
26. 26. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. Москва: Унив. кн., 2010. 320 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва: Просвещение, 1946. 703 с.
28. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности» от 31 августа 2020 г. № 1138 // Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150037 (дата обращения: 15.05.2021).
29. Чернавский А. Ф., Петров И.А., Белова О.Е. Формирование психологической устойчивости врачей-стоматологов МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг // Проблемы стоматологии. 2016. Т. 12, №2. С. 116–123.
30. Степанова Т.Е. Экономика знаний: методологический аспект. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. 127 с.
31. Степин В. С. Теоретическое знание. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
32. Утюганов А.А. Исследование смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. №2. С. 69–73.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бакалкин С.В., Наумов П.Ю., Большакова В.М. Структура способности будущих офицеров выполнять задачи в «особых условиях». Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):130-139. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-14
For citation: Bakalkin S.V., Naumov P.Y., Bolshakova V.M. The ability structure of future officers to perform tasks in «special conditions». Professional education in the modern world. 2021;11(4):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.