Характеристики правосознания молодежи и студентов в современных условиях


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-21

Полный текст:




Аннотация

Введение. Правовой фундамент общества является основой его существования и эффективного функционирования. В нем особое место занимает правосознание, которое выступает неотъемлемой частью мировоззрения людей, их жизненных ориентиров, ценностей и приоритетов. В России динамика происходящих перемен в политико-правовой сфере во многом детерминирована переосмыслением событий недавнего прошлого и попыткой со стороны различных сил влияния адекватно осмыслить настоящее. Столь пристальное внимание к феномену правосознания обусловлено многими изменениями, происходящими в стране и обществе. Сознание людей в России многополярно. Оно формируется под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, чаще всего носящих деструктивный характер. Велика, например, роль гибридной войны, которая ведется против России на протяжении всей ее новейшей истории и в которую активно вовлекается молодежь. Попытки организовать и провести различные акции с участием молодежи обнажают в том числе проблемы нашего общества, состояние правосознания молодежи, вовлеченной в эти события. Это выдвигает новые задачи по работе с молодежью, прежде всего студенческой. Постановка задачи. В статье раскрывается понятие правосознания, рассматривается его структура и виды. Методология и методика исследования. Особое внимание уделяется характеристике особенностей современного правосознания в России. Результаты. Наряду с правосознанием дана характеристика правовой социализации. Правовое сознание проявляется в поведении. Авторы опираются на результаты исследования по изучению правового поведения молодежи. Представленный фактический материал дает возможность выявить причинно-следственные связи между правосознанием и факторами, на него воздействующими. Выводы. Статью следует рассматривать с точки зрения возможностей, которые дает представленный теоретический и практический материал. Он может быть использован в работе заинтересованных лиц по формированию правосознания современной российской молодежи.


Об авторах

М. И. Дворецкий
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Дворецкий Михаил Иванович ‒ кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Б. В. Федотов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Федотов Борис Васильевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры технологий обучения, педагогики и психологии Инженерного института

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 147



Т. В. Сидорина
Новосибирский военный институт
Россия

Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии

630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2



Список литературы

1. Стрыгина С.В. Правовая культура современной России// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2007. Т. 7, № 1. С. 69–72.

2. Толпыкин В. Е. Правосознание как социокультурный феномен // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 129–132.

3. Галкин А. А. Общественное сознание, настроения и политическое поведение: российский вариант // Вестник Института социологии. 2015. № 1. С. 12–33.

4. Ефремов А. В. Правосознание и правовая культура в Российской Федерации: проблемы становления и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 80–84.

5. Дудко И. Г. Авторитетность конституции // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 3–8.

6. Касьянов В. В. Социология права : учеб. пособие. Ростов : Феникс, 2002. 480 с.

7. Соловьева Т. И. Правовая социализация личности. URL: http://mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section1/section1_3.html (дата обращения: 13.01.2021).

8. Бессарабов Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. 2010. № 4. С. 118–122.

9. Дворецкий М. И., Федотов Б. В. Проблема готовности студентов к профессиональной деятельности в сложных социальных условиях // Наука и социум : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (15 нояб. 2019 г.). Новосибирск, 2019. Ч. 1. С. 15–19.

10. Дворецкий М. И. Формирование культуры межнационального общения студентов как часть их профессиональной подготовки // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. С. 60–62.

11. Богатырев С. И. Коррупция как системное явление и угроза финансовому суверенитету России. // Бизнес в законе. 2015. № 5. С. 237–240.

12. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ − социальная структура, социальные институты и процессы : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Москва, 2014. 46 с.

13. Шорохов В. Е. Теория политики институциональности противодействия коррупции в органах публичной власти // Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 3. С. 53–71.

14. Положение о Всероссийском конкурсе для старшеклассников и студентов «Права человека нашими глазами» / С.-Петерб. ин-т права им. принца П. Г. Ольденбургского, 2019. URL: https://prodod.moscow/archives/event/pravacheloveka (дата обращения: 24.02.2021).

15. Власть должна сама объявить войну коррупции // Аргументы недели. 2021. 27 янв. (№ 3).

16. Ефстафьев Д. Запад не остановится на организации протестов в России // Политическое обозрение. 2021. 1 февр. URL: https://actualcomment.ru/zapad-ne-ostanovitsyana-organizatsii-protestov-v-rossii-2102011244.html?utm_source=politobzor.net (дата обращения: 09.08.2021).

17. Михайлова А. 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения // Гарант.ру. 2014. 20 февр. URL: http://www.garant.ru/article/526482/ (дата обращения: 31.01.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дворецкий М.И., Федотов Б.В., Сидорина Т.В. Характеристики правосознания молодежи и студентов в современных условиях. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):216-227. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-21

For citation: Dvoretsky M.I., Fedotov B.V., Sidorina T.V. Сharacterization of the legal consciousness of young people and students in modern conditions. Professional education in the modern world. 2021;11(3):216-227. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-21

Просмотров: 614

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)