Субъектное прогнозирование практик безопасности в экстремальных ситуациях


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. Целью настоящего исследования является изучение особенностей прогнозируемого субъектом выбора практик безопасности в связи со значимыми для него экстремальными ситуациями жизнедеятельности. Постановка задачи. Основной гипотезой выступило предположение, согласно которому выбор практик безопасности может быть связан с типом инициирующей его экстремальной ситуации таким образом, что каждая группа этих практик соотносится с определенным типом экстремальных ситуаций. Методология и методика исследования. Исследование носило поисковый характер. Использовались методы незаконченного предложения и субъективного шкалирования. В исследовании на добровольной основе приняли участие студенты вузов общей численностью 200 человек. В выборке – 118 (59 %) девушек и 82 (41 %) юноши в возрасте от 18 до 21 года. Субъективно значимыми экстремальными ситуациями респондентами названы болезнь, давление на психику, бытовой экстрим, финансовая афера, транспортная авария, травма на работе, криминальная агрессия, стихийное бедствие, теракт, деструктивный социальный конфликт. Результаты. Факторизация установила их смысловую группировку на общесоциальные, публичные и частные экстремальные ситуации. Исследование построено на выборах нормативных (соблюдение инструкций по технике безопасности, памяток по безопасности, следование разработанным правилам безопасности), социокультурных (учет приме́ т опасности, использование оберегов, защитных амулетов, проведение ритуала защиты от угрозы) и индивидуальных (соблюдение рекомендаций значимых лиц по безопасности, использование собственных правил безопасности, собственных традиций безопасности) практик безопасности. На эмпирической основе установлено, что выбор практик безопасности различается в зависимости от инициирующей его экстремальной ситуации. Выводы. Наиболее предпочитаемыми для студентов являются индивидуальные, наименее – социокультурные практики безопасности. Выбор официальных практик безопасности чаще связан с публичными экстремальными ситуациями; выбор социокультурных и индивидуальных практик безопасности – с частными экстремальными ситуациями. Проблема имеет перспективы для дальнейших исследований.

Об авторах

Т. М. Краснянская
Московский гуманитарный университет
Россия

Краснянская Татьяна Максимовна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии

111395, г. Москва, ул. Юности, 5



В. Г. Тылец
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Тылец Валерий Геннадьевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка

119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр.1



Список литературы

1. Иванов М. С. Безопасность как смысловая основа патриотизма // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 142–148.

2. Кылосова Д. Ю. Выявление индикаторов риска социально опасного положения несовершеннолетних в целях обеспечения психологической безопасности личности // Правовые, социально--экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности. Пермь, 2019. С. 438–443.

3. Лекарева Е. Е. Безопасность как ключевая задача защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вступивших в конфликт с законом // Образование личности. 2018. № 3. С. 145–151.

4. Полина А. В., Скрипкина Т. П., Овчарова Е. В., Смирнова С. А., Беккель Ю. В., Баракова И. А., Рябова С. В. Формирование личности подростка в трудной жизненной ситуации. Волгоград : ООО «Сфера», 2020. 296 с.

5. Никифорова Д. М., Бойко А. Д. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 105–112.

6. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Проектирование преподавателем субъектной безопасности в экстремальных ситуациях // Учитель в системе современного антропологического знания. Ставрополь, 2016. С. 390–395.

7. Trifonova E. V. The internet students’ safety during the distance learning technologies realization in regional universities at the beginning of the global covid-19 pandemic // Вестник НЦБЖД. 2020. № 4. С. 160–163.

8. Бересток Т. Б. Актуальные проблемы информационно--психологической безопасности пожилых людей // Ярославская психологическая школа: актуальные проблемы практической психологии. Ярославль, 2020. С. 12–15.

9. Мищенко Л. В. Теоретические и методологические проблемы системного исследования развития индивидуальности разных категорий жертв социального экстремизма // Университетские чтения – 2019. Пятигорск, 2019. С. 29–35.

10. Соловьева Е. В., Сопова А. А. Манипулятивное влияние в контексте проблемы социально-¬психологическойбезопасности личности // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Ставрополь, 2020. С. 111–114.

11. Стоянова И. Я., Смирнова Н. С. Предикторы психологической безопасности у пациентов депрессивного спектра // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10, № 1. С. 1–6.

12. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Образовательные науки и психология. 2017. № 2. С. 73–81. URL: http://gesj.internet--academy.org.ge/download.php?id=2967.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

13. Звездина А. А. Отношение к безопасности как профессиональный аспект в деятельности сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 1. С. 16–18.

14. Фатихова Л. Ф. Влияние интеллектуальных нарушений на способность подростков распознавать опасную ситуацию и прогнозировать ее последствия // Специальное образование. 2020. № 4. С. 80–98.

15. Игнатова Е. С. Эмоциональный аспект безопасности // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 6. С. 161–165.

16. Кухтова Н. В., Скрипачёва Е. И. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды посредством формирования просоциальности у младших школьников // Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме. Великий Новгород, 2018. С. 122–127.

17. Петрова Е. Г., Черная Я. А. Теоретические основы представления о безопасности лиц с разными типами морального сознания // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения. Ростов-на-¬Дону, 2019. С. 189–194.

18. Иванов М. С. Убежденность в ценности собственного Я при разном отношении к угрозам личной безопасности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 4. С. 992–999.

19. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Персональные концепции безопасности субъектов адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире : материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2020. С. 217–225. URL: https://dep_op.pnzgu.ru/files/dep_op.pnzgu.ru/materialy_konferencii_spamvsm_2020_itog.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

20. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические особенности представлений любителей произведений фантастического и детективного жанров о субъекте безопасности // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. C. 180–193. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130314.

21. Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В. Смысловое ядро безопасности субъектов в условиях информационного давления // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 3112–3120. DOI: 10.15372/PEMW20200321.

22. Котик М. А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности. Ленинград, 1985. 30 с.

23. Краснянская Т. М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия ТРТУ. 2005. Т. 53, № 9. С. 147–148.

24. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С. 1158–1166. DOI: 10.7256/2070–8955.2015.11.17018

25. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические смыслы ритуалов безопасности в образовательном пространстве вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 103–109.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Субъектное прогнозирование практик безопасности в экстремальных ситуациях. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):102-111. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-10

For citation: Krasnianskaya T.M., Tylets V.G. Subjective forecasting of security practices in extreme situations. Professional education in the modern world. 2021;11(3):102-111. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-10

Просмотров: 277

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)