Трансформация образования в перспективе светской этики


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-06

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье анализируются предпосылки трансформации системы высшего образования к триединству социального, эмоционального, этического обучения. Постановка задачи. На примере университета Эмори (Emory. USA) рассматривается формирование системы образования с применением светской буддийской этики. Большое внимание уделяется выступлениям Далай-ламы, а также влиянию буддийской философии образования на систему социально-эмоционального и этического образования. Методология и методика исследования представлены теоретическим анализом учебной программы социально-эмоциональноэтического обучения. Объектом исследования является буддийская философия образования. В качестве предмета исследования выступает программа SEE Learning (социально-эмоционально-этическое обучение) как способ рецепции буддийской философии образования в систему высшего образования. Результаты. Автор рассматривает реализацию программы SEE Learning – социально-эмоционально-этического обучения на базе университета Эмори (Атланта, штат Джорджия). Эта программа есть результат сотрудничества университета с Далай-ламой XVI и Тибетской общиной изгнанников. Выводы. Автор приходит к выводу о том, что смена ценностных ориентаций и деколонизация образования являются факторами, влияющими на развитие образовательных систем. Социально-эмоционально-этическое обучение способно решить проблему недостатка этического образования в университетах. Благодаря ее внедрению вузы смогут выпускать не только практически и теоретически грамотных специалистов, но и личностей, способных понимать последствия принятых ими решений.


Об авторе

А. П. Слащинина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Россия

Слащинина Анастасия Павловна – аспирант кафедры философии

443086, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34



Список литературы

1. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. Москва : Новое изд-во, 2011. 464 c.

2. Цыгалов Ю. М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе // Управленческое консультирование. 2020. № 10. C. 61–73. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-10-61-73.

3. Панарин В. И., Паршиков В. И., Черных С. И. Гуманитарная культура как условие трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. № 6. С. 34–39.

4. Соколов А. В., Гуманитарное студенчество постсоветской России. Социология образования. 2005. № 5. С. 40–49.

5. Тэнзин Гьяцо (Далай-лама XIV). Этика для нового тысячелетия. Санкт-Петербург ; Нартанг, 2005. 240 c.

6. Кожевникова М. Н. Учение: книга о философии образования в буддизме в текстах, примерах и размышлениях. Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. 272 с.

7. Лысенко В. Г. Какая философия может послужить мостом между наукой и буддизмом? Российский подход // Философские науки. 2018. № 3. С. 81–98. DOI:10.30727/0235-1188-2018-3-81-98.

8. Mignolo W. D., Walsh C. E. On decoloniality: concepts, analytics, praxis. Durham etc. : Duke Univ. Press, 2018. 304 p.

9. Mignolo W. D., Tlostanova M. Learning to unlearn: decolonial reflections from Eurasia and the Americas. Columbus : Ohio Univ. Press, 2012. 281 р.

10. Степанянц М. Т. Образование и философия образования в буддизме // Философия буддизма: энциклопедия Москва, 2011. С. 511–516.

11. Четырова Л. Б. Ценностные ориентации на образование // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5. С. 66–70.

12. Кожевникова М. Н. Философия образования в буддийской традиции : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11. Санкт-Петербург, 2009. 511 c.

13. Ладыжец Н. С. Актуальные проблемы и перспективы развития классического университета. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, № 2. С. 28–31.

14. Mignolo W. D. The politics of decolonial investigations (theory from the margins). 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qDEEbVcxmRU (accessed 05.12.2020).

15. Dalai Lama. Leadership and Happiness. URL: https://www.youtube.com/watch?v=akB2qt-WPdg&t=1300s (дата обращения: 26.01.2021).

16. Social, emotional, and ethical learning (SEE Learning). Educating the Heart and Mind. Atlanta : Emory Univ., 2019. 115 p.

17. Emory University. Student organizations. URL: https://tibet.emory.edu/student-organizations.html (дата обращения: 27.11.2020).

18. Emory University. Mind-body sciences summer abroad. URL : https://tibet.emory.edu/mind-body-sciencessummer-abroad.html (дата обращения: 27.11.2020).

19. Emory University. Academic courses. URL: https://tibet.emory.edu/academic-courses.html (дата обращения: 27.11.2020).

20. Graduate division of religion. URL: http://www.gdr.emory.edu/ (дата обращения: 26.11.2020).

21. Ozawa-de Silva B., Frazier T. SEE Learning: Expanding the boundaries of social and emotional learning. URL: https://mgiep.unesco.org/article/see-learningexpanding-the-boundaries-of-social-and-emotional-learning (дата обращения: 23.11.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Слащинина А.П. Трансформация образования в перспективе светской этики. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):54-62. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-06

For citation: Slashchinina A.P. Transformation of education in the perspective of secular ethics. Professional education in the modern world. 2021;11(3):54-62. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-06

Просмотров: 466

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)