Трансформация отечественной системы ВПО: сдерживающие факторы и неоднозначность оценки


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-03

Полный текст:




Аннотация

Социальные трансформации, произошедшие под воздействием глобализации и неолиберализации на рубеже XX–XXI вв, привели к необходимости глубоких структурных и функциональных изменений в системе отечественного высшего профессионального образования. Несмотря на то что за последние двадцать лет в отечественной практике было разработано множество директивных документов и принят ряд серьезных управленческих решений, оказывающих прямое влияние на развитие российской системы образования на всех уровнях, отечественная высшая школа по многим показателям не может достичь уровня, позволяющего составить серьезную конкуренцию участникам мирового научно-образовательного пространства. Проведенный в работе ретроспективный анализ основных концептуальных документов, определяющих развитие отечественной системы образования, показал, что реформы отечественной системы высшего образования зачастую не доходят до логического завершения, поскольку носят преимущественно декларативный характер, далеко не всегда подкрепленный законодательной базой, что приводит к непоследовательности практических действий по их реализации. Выявлено, что незавершенность реформ во многом связана с существующими разрывами сотрудничества между институтами образования, науки и промышленного производства, которое декларируется во всех концептуально значимых документах, но на практике тесное взаимовыгодное сотрудничество между указанными акторами в должной степени не проявляется. Обозначено, что подобное взаимодействие можно осуществить путем развития университетских систем, которые, будучи интегрированными в экономику регионов и выступая в качестве драйвера инновационного развития, смогут способствовать повышению конкурентоспособности российских университетов в международном научно-образовательном пространстве.

Об авторе

В. В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия

Петров Владимир Валерьевич – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований, Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, доцент кафедры социальной философии и политологии, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1



Список литературы

1. Bell D. The third technological revolution and its possible socio-economic consequences // Dissent. 1989. Vol. 36, № 2. P. 164–176.

2. Drucker P. F. Post-capitalist society. New York : Harper-Collins Publ., 1995. 240 р.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура : пер. с англ. Москва : Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

4. Петров В. В. Cпецифика формирования регионального научно-образовательного потенциала: вектор оттока // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 141–152.

5. Водичев Е. Г. Высшая школа в условиях системных трансформаций: сравнительно-исторический аспект. Новосибирск : Гео, 2013. 396 с.

6. Антонова О. Г. Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1. С. 89–98.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. URL: http://zakonob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).

8. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: https://www.5top100.ru/universities/ (дата обращения: 17.01.2021).

9. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» года. URL: http://government.ru/projects/selection/645/ (дата обращения: 17.01.2021).

10. QS top universities. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-universityrankings/2020 (дата обращения: 23.02.2021).

11. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_168333.html (дата обращения: 14.01.2021).

12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/584/700/1219/15.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.02.2021).

14. О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки. URL: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=15a7289d-10f3-4f74-8520-f261555fbfc1 (дата обращения: 14.01.2021).

15. Программа модернизации структуры, функций и механизмов финансирования РАН. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/1301/doc180505.doc (дата обращения: 14.01.2021).

16. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept (дата обращения: 11.02.2021).

17. Петров В. В. Университетские системы в трансформирующихся обществах. Новосибирск : Манускрипт, 2020. 324 с.

18. Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (ред. от 10.02.2017) «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143479 (дата обращения: 12.01.2021).

19. Проект 5-100: итоги программы. Мнение экспертов. URL: https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts (дата обращения: 15.03.2021).

20. Ректоры вузов – участников Проекта 5-100 подвели итоги года. URL: https://rg.ru/2020/12/28/reg-cfo/rektory-vuzov-uchastnikov-proekta-5-100-podveli-itogigoda.html (дата обращения: 18.02.2021).

21. Проект 5-100 завершился. Да здравствует ПСАЛ? URL: http://www.sib-science.info/ru/fano/proekt-5-100-podtolknul-vuzy-k-usileniyu-10122020 (дата обращения: 21.03.2021).

22. «Проект 5-100» умер, да здравствует «Приоритет-2030»? Ассоциация «Глобальные университеты» обсудила итоги завершившейся программы поддержки вузов. URL: http://www.sib-science.info/ru/fano/proekt-5-100-umer-da-zdravstvuet-09042021 (дата обращения: 10.03.2021).

23. Светлова Л. Провальные результаты амбициозных проектов. URL: http://rabkor.ru/columns/analysis/2020/11/02/failed_results_of_ambitious_projects/ (дата обращения: 21.12.2020).

24. Ключарев Г. А., Неверов А. В. Проект «5 – 100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2018. Vol. 18, № 1. С. 100–116.

25. Салми Д. Создание университетов мирового класса. Москва : Весь Мир, 2009. 132 с.

26. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах: преемственность кейс-стади и концепций : пер. с англ. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. 307 с.

27. Etzkowitz H. Innovation lodestar: the entrepreneurial university in a stellar knowledge firmament // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. P. 122–129. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.04.026.

28. Виссема Й. Университет третьего поколения. Москва : Олимп-Бизнес, 2016. 480 с.

29. Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств. URL: https://www.ras.ru/decree1724.aspx (дата обращения: 10.03.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.В. Трансформация отечественной системы ВПО: сдерживающие факторы и неоднозначность оценки. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):23-32. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-03

For citation: Petrov V.V. The domestic high school professional education system transformation: constraining factors and the assessment ambiguity. Professional education in the modern world. 2021;11(3):23-32. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-03

Просмотров: 448

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)