Влияние довузовской подготовки на качество профессионального обучения архитекторов

Полный текст:




Аннотация

Реферат. Данная статья посвящена анализу факторов, повышающих эффективность профессиональной подготовки архитекторов. Среди основных выделена довузовская подготовка как наиболее важный этап формирования первичных профессиональных навыков, пространственного мышления, воображения, а также мотивации к освоению профессии архитектора и раскрытию своего творческого потенциала. В результате анализа проблем качества довузовской подготовки авторы приходят к выводу, что они обусловлены как трансформацией высшего профессионального образования и изменением требований к формированию суммы баллов вступительных экзаменов, так и уровнем подготовки школьников, которую они имеют возможность получить в рамках общего и среднего образования. Преемственность проблемы недостаточно сформированных еще в школе графических навыков школьников обуславливает перенесение акцентов в реализации программ довузовской подготовки с формирования первичных профессиональных навыков и развития творческого мышления на формирование технических навыков. В качественном осуществлении довузовской подготовки находит отражение принцип непрерывности архитектурного образования как залога развития творческой личности. На основе сопоставления результатов обучения поступивших в НГАХА с результатами их довузовской подготовки обосновывается влияние предпрофильного обучения на качество профессионального образования архитекторов. Анализ результатов позволил выявить факторы, оказывающие значительное воздействие на уровень формирования профессиональных навыков у абитуриентов. В заключении авторы формулируют предложения, направленные на улучшение сложившейся в настоящее время ситуации в профессиональном обучении архитекторов, среди которых подчеркивается значимость создания единой образовательной среды, которая бы объединила все уровни архитектурно-художественной подготовки на базе интеграционной модели.

Об авторах

Ольга Леонардовна Кошеутова
ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия»
Россия


Мария Алексеевна Абрамова
ИФПР СО РАН; ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия»
Россия


Список литературы

1. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986.

2. Кошеутова О. Л. Довузовская подготовка как этап профессионального самоопределения личности // Философия образования. - 2012. - № 4 (43). -С. 174-180.

3. Коракозов С. Д., Печатникова Н. Б. Об интеллектуальной готовности выпускников школ к обучению в вузе // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2005. - № 5-2. - С. 109-114.

4. Березовский В. А. Влияние творческой художественной среды и структур дополнительного художественного образования на подготовку студентов-архитекторов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - Т. 16. - № 4. - С. 70-71.

5. Лазаренко И. Р. Принцип образовательного партнерства // Интеграция образования. - 2005. - № 4. - С. 24-29.

6. Абрамова М. А. Интеграция учебных дисциплин - основа современного учебно-воспитательного процесса // Мат-лы международной конференции «Подготовка специалиста начального образования 21 века». - Иркутск, 1998. - С. 367-371.

7. Лопаткин В. М. Интегративные тенденции в развитии образовательных систем: международный и российский опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - № 6. - С. 141-148.

8. Наливайко Н. В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография / Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, В. И. Паршиков; отв. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.

9. Черных С. И., Софиенко М. Б. Модель образования: мода или необходимость? // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 1. -С. 104-107.

10. Абрамова М. А., Кошеутова О. Л. Интеграция в архитектурно-художественном образовании. - Новосибирск: Сибприн, 2013.

11. Кайдановская Е. А. Интегрированная изобразительная подготовка будущих архитекторов в высшем учебном заведении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10-3. - С. 381-385.

12. Абрамова М. А., Кошеутова О. Л. Интеграция в архитектурно-художественном образовании. - Новосибирск: Сибприн, 2013.

13. Топчий И. В. Формирование модели профессионального довузовского архитектурного образования (на примере Московской архитектурной школы): дис. канд. архитектуры. - М., 2005.

14. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика: история, теория, практика. - М.: Эдиториал, УРСС, 2000.

15. Мелодинский Д. Л. Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: дис. д-ра искусствовед. - М., 2003.

16. Абрамова М. А., Кошеутова О. Л. Интеграция в архитектурно-художественном образовании. - Новосибирск: Сибприн, 2013.

17. Баженова Е. С. К вопросу о создании системы непрерывного профессионального архитектурного образования в России.URL: http://www.archpeter.ru/ arkhiv/2012/06 (дата обращения: 10.06.2014).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кошеутова О.Л., Абрамова М.А. Влияние довузовской подготовки на качество профессионального обучения архитекторов. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):111-121.

For citation: Kosheutova O.L., Abramova M.A. Influence of pre-university training on the quality of professional education of prospective architects. Professional education in the modern world. 2014;(4):111-121. (In Russ.)

Просмотров: 412

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)