Пространство и время дидактической коммуникации в рефлексивных представлениях обучающих


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-24

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического исследования субъективных представлений обучающих относительно пространственно-временных характеристик  дидактической коммуникации. Констатируется факт редкого обращения исследователей к  этой проблеме, между тем как в практике обучения традиционные параметры пространства и времени учебного взаимодействия претерпевают существенные изменения. Обучающий как один из ключевых участников дидактической коммуникации в этой связи выступает  распорядителем пространственно-временного ресурса учебного взаимодействия. Исходной  теоретической установкой послужила идея о комплексном системном характере процесса дидактической коммуникации, в котором пространственно-временные характеристики  сопряжены с самой организацией учебного взаимодействия и косвенно влияют на выбор обучающих форм и приемов воздействия. По итогам исследования констатируется высокий вес факторов пространства и времени учебного взаимодействия в представлениях  обучающих относительно дидактической коммуникации. Обучающими признается факт  влияния пространственно-временных особенностей учебного взаимодействия на процесс восприятия обучаемыми предметного содержания и на саму организационную схему взаимодействия с обучаемыми. При этом представления о факторе времени по выборке обучающих более однородны по сравнению с субъективной оценкой пространства  учебного взаимодействия.

Об авторе

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования

Российская Федерация, 248023, Калуга, ул. Разина, д. 22/48



Список литературы

1. Cole M., Wertsch J. V. Beyond the individual – social antinomy in discussions of Piaget and Vygotsky. Human Development, 1996, vol. 39, no. 5, pp. 250–256.

2. Lave J., Wenger E. Situated learning: legitimate peripheral participation. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 2003. 138 p. DOI:10.4324/9781912281039.

3. Robbins J. Contexts, collaboration and cultural tools: a sociocultural perspective on researching children’s thinking // Contemporary Issues in Early Childhood. 2005. Vol. 6, № 2. P. 140–149.

4. Rogoff B. The cultural nature of human development. Oxford : Oxford Univ. Press, 2003. 448 p.

5. Wenger E. Communities of practice: learning, meaning and identity. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1998. 318 p.

6. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Новые образовательные практики в контексте коммуникативного подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 3. С. 1179–1185. DOI: 10.15372/PEMW20170306.

7. Arpentieva M. R., Geraskina P. B., Lavrinenko S. V., Zalavina T. Y., Kamenskaya E. N., Tashcheva A. I. Directions of psychological research of academic session // Astra Salvensis – Revistã de Istorie şi Culturã. 2018. Vol. 6, suppl. 2. Р. 645–663.

8. Tharp R. G., Gallimore R. Rousing minds to life: teaching, learning, and schooling in social context. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1988. 340 p.

9. Van de Pol J., Volman M., Beishuizen J. Scaffolding in teacher-student interaction: a decade of research // Educational Psychology Review. 2010. Vol. 22, № 3. P. 271–297.

10. Wells G., Claxton G. Introduction: sociocultural perspectives on the future of education // Learning for life in the 21st century. Oxford : Blackwell, 2002. P. 1–18.

11. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Новые исследования дидактической коммуникации: умение учиться и умение учить. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. 426 с.

12. Меньшиков П. В. Психология учебного взаимодействия. Санкт-Петербург : Лань, 2021. 256 с.

13. Жизненное пространство в психологии / под ред. Н. В. Гришиной, С. Н. Костроминой. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. 532 с.

14. Левин К. Теория поля в социальных науках. Санкт-Петербург : Сенсор, 2000. 368 с.

15. Прихожан А. М. Но самое страшное место – у доски // Первое сентября. 2005. № 38. С. 2.

16. Олешков М. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование в мире. 2008. № 1. С. 182–194.

17. Петровский А. В. Психология и время. СанктПетербург : Питер, 2007. 448 с.

18. Cuc M. C. Ways to streamline didactic communication // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 92. P. 225–230.

19. Augustsson G., Boström L. Teachers’ leadership in the didactic room: a systematic literature review of international research // Acta Didactica Norge. 2016. Vol. 10, № 3, art. 7. P. 1–19.

20. Alvarez de Arcaya H. Influencias de la comunicación no verbal en los estilos de enseñanza y en los estilos de aprendizaje // Revista de Educación. 2014. № 334. P. 21–32.

21. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Новые исследования дидактической коммуникации: умение учиться и умение учить. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. 424 с.

22. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Дидактическая коммуникация современные и классические исследования. Toronto : Altaspera, 2018. 341 с.

23. Bogomolova E. A., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Gorelova I. V., Zalavina T. Yu. The ability to learn and ability to teach: learning and teaching styles // Advances in Social Science Education and Humanities Research. 2018. Vol. 198. Р. 146–153.

24. Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Braitseva S. V. Didactic communication in the training of specialists in aerospace engineering // MATEC Web Conference. 2018. Vol. 158. Art. 01004. P. 1–5. DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/201815801004.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В. Пространство и время дидактической коммуникации в рефлексивных представлениях обучающих. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):243-249. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-24

For citation: Menshikov P.V. Space and time of the didactic communication in reflexive representations of teachers. Professional education in the modern world. 2021;11(2):243-249. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-24

Просмотров: 233

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)