Особенности подготовки психологов к работе с родителями детей с аутизмом


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-20

Полный текст:




Аннотация

В статье ставится проблема повышения компетентности психологов в работе с родителями детей с расстройствами аутистического спектра как фактор эффективности комплексной коррекционной работы. Обосновывается актуальность работы психолога с родителями детей с аутизмом по причине увеличения числа таких детей в мире, а также в связи с важностью формирования у них жизненно необходимых навыков не только при взаимодействии со специалистом, но и дома. Анализируются российские и зарубежные исследования, касающиеся специфики функционирования семей, воспитывающих детей с РАС: Е. Р. Баенской, Л. А. Карпенко, С. А. Морозова, О. В. Солодянкиной, A. Roe, Siegelman. Обосновываются выявленные в исследованиях  нарушения эмоциональной сферы в семье, личностные нарушения родителей на фоне  хронического стресса до уровня клинически значимых и отражающихся в поведении и в отношениях с ребенком. Приводятся результаты эмпирического исследования типа родительского отношения и психоэмоционального состояния родителей детей с РАС по следующим методикам: опросник родительского отношения Варга и Столина; шкала депрессии Бека, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Результаты  исследования показали, что уровень тревожности родителей детей с аутизмом (РАС) выше уровня тревожности родителей, воспитывающих детей, которые развиваются в рамках нормы; а уровень самочувствия и настроения ниже. В качестве доминирующих стилей детско-родительских отношений выступают кооперация, принятие ребенка и отсутствие отношения к нему как к «маленькому неудачнику», что свидетельствует о принятии  диагноза и поведения ребенка; симбиоз, так как родитель воспринимает себя и особенного  ребенка как единое целое; низкий уровень контроля в связи с практической невозможностью его осуществления ввиду непредсказуемости поведения ребенка. По  результатам исследования предложены рекомендации по составлению программы психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра.

Об авторах

С. Е. Мухина
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и истории психологии, факультет психологии

Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Е. П. Федосеева
Краевая клиническая психиатрическая больница им. В. Х. Кандинского
Россия

психолог-консультант (диспансерное отделение)

Российская Федерация, 672000, г. Чита, ул. Амурская, 97



Е. В. Буйлова
Краевая клиническая психиатрическая больница им. В. Х. Кандинского
Россия

заведующая отделением оказания интенсивной психиатрической
помощи в сообществе для детей и подростков (диспансерное отделение)

Российская Федерация, 672000, г. Чита, ул. Амурская, 97



Н. П. Астапенко
Инновационная клиника «Академия здоровья»
Россия

врач функциональной диагностики, врач-невроло

Российская Федерация, 672038, г. Чита, ул. Коханского, 13



Список литературы

1. Морозова Т., Довбня С. Аутизм встречается у каждого 54-го ребенка // Фонд Обнажённые сердца». URL: https://nakedheart.online/articles/autizm-vstrechaetsya-ukazhdogo-54-go-rebyonka (дата обращения: 05.01.2021).

2. Мухина С. Е. Психологические проблемы родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы и тенденции в сфере психического здоровья : сб. материалов Всерос. форума специалистов помогающих профессий с междунар. участием «Общерос. проф. психотерапевт. лига». Новосибирск, 2020. С. 133–135.

3. Астапенко Н. П., Федосеева Е. П. Формирование представления о развитии аутизма у детей в современном мире // Развитие человека в современном мире. 2020. № 3. С. 23–35.

4. Фесенко Ю. А., Колесников И. А., Фесенко Е. Ю. Аутизм у детей: мифы и реальность // Клиническая психиатрия 21 века: интеграция инноваций и традиций для диагностики и оптимизации терапии психических расстройств : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Санкт-Петербург, 2018. С. 200–202.

5. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Концепт. 2017. № S11. С. 53–61. URL: http://ekoncept.ru/2017/470137.htm (дата обращения: 05.01.2021).

6. Siegel I. E. A conceptual analysis of beliefs // Parental belief systems: the psychological consequences for children. Hillsdale, 1985. P. 345–371.

7. Schaefer E., Bell R. Development of a parental attitude research instrument // Child Development. 1958. Vol. 29, № 3. P. 339–361.

8. Roe A., Siegelman M. Aparent-child relations. Questionnaire// Child Development, 1963. Vol. 34. P. 355-369.

9. Rodrigo M. J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // European Journal of Psychology of Education. 1996. Vol. 11. P. 55–78.

10. Манелис Н. Г., Волгина Н. Н., Никитина Ю. В., Панцырь С. Н., Феррои Л. М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра : метод. пособие. Москва : МГППУ, 2017. 94 с.

11. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.

12. Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1997. 23 с.

13. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Москва : Теревинф, 1997. 341 с.

14. Нестерова А. А., Ковалевская Н. А. Жизнеспособность и стратегии совладения матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 38–46.

15. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник Московского государственного университета. Психология. 1985. № 4. С. 32–38.

16. Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения / Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы // под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988. 128 с.

17. Бек А. Опросник депрессивности – BDI/ Практикум по психологии посттравматического стресса// под ред. Н.В. Тарабриной: СПб: Питер. 2001. С. 182-190.

18. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Шарай В. Б., Мирошников М. П. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Ярославль : Центр «Ресурс». 2003. 8 с.

19. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. Москва: Ин-т учебника «Пайдейя». 1999. 88 с.

20. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). Изд. 2-е. Москва : Теревинф, 2009. 112 с.

21. Недоводиева Н. М., Квитченко Н. А., Леонова М. В. Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом // Символ науки. 2019. № 1. С. 82–85.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мухина С.Е., Федосеева Е.П., Буйлова Е.В., Астапенко Н.П. Особенности подготовки психологов к работе с родителями детей с аутизмом. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):201-210. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-20

For citation: Mukhina S.E., Fedoseeva E.P., Builova E.V., Astapenko N.P. Features of training psychologists to work with parents of autistic children. Professional education in the modern world. 2021;11(2):201-210. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-20

Просмотров: 352

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)