Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-19

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена проблеме направлений деятельности академической психологической службы в отношении школьников и студентов с ОВЗ и членов их семей, а также иных субъектов и стейкхолдеров образования. Для школьников и студентов с ОВЗ и их семей психологическая помощь – необходимая часть успешного (эффектив- ного и продуктивного) образовательного процесса. Основная цель исследования – изучение основных направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования. Основным методом нашего исследования был теоретический анализ проблем направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования. Результаты исследования: в образовательной среде школы и вуза присутствует несколько сложных моментов и факторов, затрудняющих обучение и воспитание, а также развитие человека как личности, партнера и профессионала в целом. Проблемы образования, в том числе в контексте задач помощи в развитии и становлении личностями, парт- нерами и профессионалами людям с ОВЗ и их семьям, их причины и последствия влияют на субъекты образования на многих уровнях и во многих отношениях. Академическое психологическое консультирование – важный компонент психологической помощи учащимся и обучающимся с ОВЗ и их семьям, а также преподавателям и иным субъектам и стейкхолдерам образования, вовлеченным в контекст инклюзивных или интегративных образовательных практик. Оно является значимым каналом профилактики и преодоления как ситуативных, местных, так и стойких, масштабных образовательных конфликтов, личностных и межличностных проблем и кризисов развития учащихся и обучающихся с ОВЗ и иных субъектов образовательного процесса на индивидуальном, групповом и социальном уровнях. В академи- ческом консультировании как психолого-педагогическом консультировании субъектов образования специалист должен исходить из понимания того, что образование является не только источником и способом развития личности и группы, но и порождает, актуализирует (ди)стрессы и кризисы персонального, интерперсонального и организационного уровней. При этом ведущая идея консультирования – идея развития, а не компенсации.

Об авторах

С. В. Гриднева
Южный федеральный университет
Россия

Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



А. И. Тащёва
Южный федеральный университет
Россия

Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



М. Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования

248023, Калуга, ул. Степана Разина, 26



Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Академическое социальнопсихологическое консультирование и преподавание психологии. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 670 с.

2. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2406–2420.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Москва : Высшая шк., 1991. 228 с.

4. Медведева А. К вопросу о дидактогенном неврозе // Ученые записки Таврического Национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политические науки. Социология. 2010. Т. 23, № 1. С. 167–171.

5. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л. А. Петровской. Saarbrucken : Lampbert Acad. Press, 2012. 632 с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська шк., 1973. 287 с.

7. Ballantyne E. Muir A. In practice from the viewpoint of an occupational therapist. // Disability on equal terms. London, 2008. P. 142–149.

8. Cameron C. Whose problem? Disability narratives and available identities // Community Development Journal. 2007. Vol. 42, № 4. P. 501–511.

9. Cameron C. Further towards an affirmation model // Disability studies: emerging insights and perspectives. Leeds, 2008. P. 14–30.

10. Darling R. B., Heckert D. A. Orientations toward disability: differences over the lifecourse // International Journal of Disability, Development and Education. 2010. Vol. 57, № 2. P. 131–243.

11. Kielhofner G. Rethinking disability and what to do about it: disability studies and its implications for occupational therapy // American Journal of Occupational Therapy. 2005. Vol. 59, № 5. P. 487–496.

12. Challis S., Bedford J. Book Review: Masefield P. Strength: broadsides from disability on the arts, Trentham Books, 2006, 230 p. // Community Development Journal. 2007. Vol. 42, № 4. P. 527–529. DOI: 10.1093/cdj/bsm043.

13. McCormack C., Collins B. Can disability studies contribute to client-centred occupational therapy practice? // British Journal of Occupational Therapy. 2010. Vol. 73, № 7. P. 339–342.

14. McKnight J. The careless society: community and its counterfeits. New York : Basic Books, 1995. 390 p.

15. Law M. A review of the evidence on the conceptual elements in forming client centred practice // Canadian Journal of Occupational Therapy, 2006. Vol. 73, № 3. P. 153–162.

16. Swain J., French S. Towards an affirmation model of disability // Disability and Society. 2000. Vol. 15, № 4. P. 569–580.

17. Адлер А. Воспитание детей. Ростов-на Дону : Феникс, 1998. 448 с.

18. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург : Лань, 2003. 654 с.

19. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. Москва : Медицина, 1948. 236 c.

20. Наследие А. Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурии / сост. Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе. Москва : МГУ, 2012. 328 с.

21. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Санк-Петербург : Питер, 2005. 496 с.

22. Короткина И. Б. О «дорожных картах», «рейтинговой лихорадке» и академическом письме // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 15–24.

23. Ангеловский К. Учителя и инновации : кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1991. 159 с.

24. Arpentieva M. R., Kassymova G. K., Lavrinenko S. V., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Kenzhaliyev O. B., Triyono M. B., Duvalina O. N., Kosov A. V. Environmental education in the system of global and additional education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3. P. 11–18. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.45.

25. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya, L. A.. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information Technologies, 2018. Vol. 12, № 12. P. 171–176.

26. Kassymova G. К., Tokar O. V., Tashcheva A. I., Slepukhina G. V., Gridneva S. V., Bazhenova N. G., Shpakovskaya E. Yu., Arpentieva M. R. Impact of stress on creative human resources and psychological counseling in crises // International Journal of Education and Information Technologies. 2019. Vol. 13, № 1. P. 26–32.

27. Kassymova K. G., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Lavrinenko S. V., Arpentieva M. R., Kenzhaliyev B. K., Kosherbayeva A. N., Kosov A. V., Duvalina O. N. Integrative model of student and teacher stress coping: the correction of relations in educational, professional and personal interaction // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3, № 379. P. 2–11. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.53.

28. Верещагина А. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74–91.

29. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность тематических исследований и концепций. Москва : Изд. дом Высшей шк. экономики, 2011. 312 с.

30. Afanasenko I. V., Tashcheva A. I., Gabdulina L. I. System of values of the youth in the light of its social frustration // Social Sciences. 2015. № 10. P. 1287–1290.

31. Gridneva S. V., Vasyakin B. S., Ovsyanik O. A., Pozharskay E. L., Berezhnaja M. S. Modern health improving psychotechnologies of a higher school teacher’s personality // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. Р. 1–22.

32. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н. Философско-методологические основы педагогики высшей школы // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 4/5. С. 24–39.

33. Schwab J. J., Brandwein P. P. The teaching of science. Cambridge : Harvard Univ. Press, 1962. 152 p.

34. Kassymova G. K., Arpentieva M. R., Kosherbayeva A. N., Triyono M. B., Sangilbayev S. O., Kenzhaliyev B. K. Science, education and cognitive competence based on e-learning // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. № 1. P. 269–278. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.31.

35. Mezirov J. Fostering critical reflection in adulthood: a guide to transformative and emancipator learning. San Francisco ; Oxford, 1991. 221 р.

36. Stepanova G. A., Tashcheva A. I., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Kassymova G. К., Arpentieva M. R., Tokar O. V. The problem of management and implementation of innovative models of network interaction in inclusive education of persons with disabilities // International Journal of Education and Information Technologies. 2018. Vol. 12. P. 156–162.

37. Stepanova O. P., Gridneva S. V., Menshikov P. V., Kassymova G. К., Tokar O. V., Merezhnikov A. P., Arpe ntieva M. R. Value-motivational sphere and prospects of the deviant behavior // International Journal of Education and Information Technologies. 2018. Vol. 12. P. 142–148.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гриднева С.В., Тащёва А.И., Арпентьева М.Р. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):226-235. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-19

For citation: Gridneva S.V., Tashcheva A.I., Arpentieva M.R. Main directions of psychological and pedagogical support of students with special needs and their families in the academic counseling context. Professional education in the modern world. 2021;11(1):226-235. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-19

Просмотров: 256

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)