Повышение качества аграрного образования через создание многоуровневой системы непрерывного сельскохозяйственного образования, функционирующей в условиях агрообразовательного кластера


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-19

Полный текст:




Аннотация

Высокая значимость производственной среды в формировании компетенций и восприимчивости к инновациям побудила нас к разработке региональной модели многоуровневой системы непрерывного сельскохозяйственного образования с участием  инновационных предприятий агропромышленного комплекса (АПК). Особая роль в этом интеграционном процессе, обеспечивающем создание агрообразовательного кластера,  отводится формированию устойчивых горизонтальных связей между аграрными  образовательными организациями (агропрофильными общеобразовательными школами,  аграрными колледжами или техникумами, сельскохозяйственными вузами, учреждениями повышения квалификации и переподготовки кадров для АПК), образующими многоуровневую систему непрерывного аграрного образования, и сельскохозяйственными предприятиями, принимающими активное участие в разработке инновационных аграрных технологий и внедрении их в агростандарты. Поскольку при реализации горизонтальных  связей в отличие от вертикальных, характеризующихся подчинением, преобладает  функция согласования, то это, на наш взгляд, позволит избежать повторения возникших в свое время ошибок при создании образовательно-производственных комплексов в виде совхозов-техникумов. К сожалению, передовой для того времени замысел по усилению практической подготовки студентов в новой профессионально-образовательной структуре в процессе его воплощения не обеспечил ожидаемых результатов. Дело в том, что наличие  иерархичности и подчиненности в совхозах-техникумах обусловливало доминирование  образовательных целей над производственными, что приводило к постепенному замедлению развития аграрного производства, а в последующем – и к его стагнации. В результате образовательные подсистемы совхозов-техникумов оказывались  изолированными от инновационных изменений в агропроизводственной сфере и,  следовательно, не могли обеспечивать требуемого качества сельскохозяйственного образования. Поэтому сохранение равного положения участвующих в создании агрообразовательного кластера организаций через осуществление  горизонтальных связей стало нашим предположением о его перманентной образовательной  эффективности. В настоящей публикации описано экспериментальное исследование, раскрывающее процедуру создания многоуровневой системы непрерывного сельскохозяйственного образования, функционирующей в условиях агрообразовательного  кластера на основе горизонтальных связей.

Об авторах

А. В. Гааг
Томский сельскохозяйственный институт – филиал Новосибирского ГАУ
Россия

кандидат экономических наук, директор,

Российская Федерация, 634050, г. Томск, ул. К. Маркса, 19



А. А. Меденцев
Томский сельскохозяйственный институт – филиал Новосибирского ГАУ
Россия

кандидат педагогических наук, специалист по электронному обучению,

Российская Федерация, 634050, г. Томск, ул. К. Маркса, 19



Список литературы

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие. Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

2. Торопов Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Москва, 2005. 301 с.

3. Факторович А. А. Теория и практика управления качеством образования в современном вузе. Ростов-наДону : ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 200 с.

4. Петухова Т. П. Университет и школы: образовательный кластер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 113–121.

5. Мащенко О. Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 47–50.

6. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Москва : Директ-Медиа, 2008. 131 с.

7. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. Москва : Политиздат, 1981. 432 с.

8. Блаунберг И. В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. Методологические проблемы : ежегодник, 1982. Москва, 1982. С. 34–69.

9. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностноориентированного образования. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. 351 с.

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва: Когито-Центр, 2002. 396 с.

11. Гинецинский В. И. Знания как категория педагогики: опыт педагогической когнитологии. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1989. 144 с.

12. Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Новые методы и средства обучения. Непрерывное образование: методология и практика. Москва, 1990. С. 3–30.

13. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. Москва: Педагогика, 1991. 240 с.

14. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. Москва: Педагогика, 1989. 219 с.

15. Черепанов В. С. Экспертные методы в педагогике : учеб. пособие. Пермь : Изд-во ПГПИ, 1988. 84 с.

16. Ольховский Д. В., Лоскутов А. А. Педагогический эксперимент: методика проведения и внедрения в образовательную деятельность // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. Ст. 156. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28153 (дата обращения: 14.01.2021).

17. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. Москва: Наука, 1987. 216 с.

18. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва : Логос, 1999. 272 с.

19. Рягин С. Н. Преемственность среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Москва, 2010. 21 с.

20. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения : докл. Центра трудовых исслед. и Лаб. исслед. рынка труда НИУ ВШЕ / под ред. В. Гимпельсона [и др.]. Москва : Центр стратег. разработок, 2017. 145 с.

21. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. 271 с.

22. Анисимов П. Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). Москва : Высш. шк., 2002. 268 с.

23. Непрерывное образование: проблемы интеграции средних школ, профессиональных лицеев, колледжей и вузов : сб. материалов регион. науч.-метод. шк.-семинара. Самара : СамГТУ, 1998. 217 с.

24. Гончаренко Т. В. Система методического обеспечения непрерывного многоуровневого профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. Екатеринбург, 1997. 22 с.

25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 17 февраля 2021 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 14.03.2021).

26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 14.03.2021).

27. Методические рекомендации для эксперта по анализу содержания и качества подготовки по направлению (специальности) высшего учебного заведения. Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 34 с.

28. Мирошниченко А. А. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов : дис. д-ра пед. наук : 13.00.01. Ижевск : УдГУ, 1999. 317 с.

29. Кумс Г. Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. Москва : Прогресс, 1970. 263 с.

30. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее (методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.

31. Саморуков В. И. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по приоритетным отраслям экономики в условиях членства России в ВТО // Непрерывное образование взрослых как фактор повышения качества жизни : материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. Сер. «Пастуховские чтения – 2015». Ярославль, 2015. С. 107–113.

32. Перевертайло А. С. Итоги регионализации: сетевой и кластерный векторы развития региональных систем профессионального образования // Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России. Москва, 2015. Т. 1. С. 219–221.

33. Арасланова А. А. Управление качеством высшего профессионального образования на основе формирования региональных кластеров. 2-е изд., стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 461 с.

34. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

35. Опросник изучения мотивации достижения успеха Т. Элерса // Школа современных технологий. URL: http://psy-resultat.ru/page200 (дата обращения: 14.03.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гааг А.В., Меденцев А.А. Повышение качества аграрного образования через создание многоуровневой системы непрерывного сельскохозяйственного образования, функционирующей в условиях агрообразовательного кластера. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):187-200. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-19

For citation: Gaag A.V., Medensev A.A. The agrarian education quality development through creating a multi-level longlife agricultural education system functioning in the agro-educational cluster conditions. Professional education in the modern world. 2021;11(2):187-200. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-19

Просмотров: 240

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)