Дыхательная гимнастика как эффективная здоровьеразвивающая технология для обучающихся в общеобразовательной организации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-18

Полный текст:




Аннотация

Актуальность исследования обусловлена негативными тенденциями, отмечаемыми Росстатом Российской Федерации, приводящими к ухудшению состояния здоровья детей и подростков на протяжении нескольких последних десятилетий, что отрицательно влияет как на качество жизни отдельной личности, так и на общество в целом. Авторы статьи предлагают рассматривать применение здоровьеразвивающих и здоровьесберегающих технологий в качестве значимого фактора, использование которого способствует стабилизации обозначенной ситуации. Дыхательная гимнастика является  классическим методом улучшения здоровья с доказанной эффективностью. В ситуации же  пандемии, обусловленной распространением COVID-19, значимость использования технологии дыхательной гимнастики как здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей, направленной на профилактику этого заболевания, многократно возрастает. Однако в условиях современной школы применение рассматриваемой нами технологии весьма ограничено в силу недооценки ее значимости и пользы для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Овладение основами дыхательной гимнастики не предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования, что подчеркивает значимость и своевременность проведенного нами исследования. В статье представлены результаты лонгитюдного формирующего  эксперимента, проведенного в период с 2015 по 2019 г., целью которого было выявление  эффективности дыхательной гимнастики как здоровьеразвивающей технологии на занятиях физической культурой, способствующей объективному улучшению состояния здоровья обучающихся, повышению показателей их индивидуальной адаптивности и академической успеваемости. Анализ полученных нами результатов исследования позволил сделать вывод о том, что все перечисленные выше показатели значительно улучшились. Внедрение рассматриваемой нами здоровьеразвивающей технологии способствовало значительному повышению показателей качества жизни школьников, принявших участие в эксперименте.

Об авторах

О. В. Голубь
Волгоградский государственный университет; Волгоградский государственный медицинский университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики; доцент кафедры общей и клинической психологии

Российская Федерация, 400062, Волгоград, пр-т Университетский, 100
Российская Федерация, 400131, Волгоград, пл. Павших Борцов, д. 1



А. В. Мoрoзoв
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Россия

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник

Российская Федерация, 125130, Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1



А. А. Озерина
Волгоградский государственный университет; Волгоградский государственный медицинский университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ученый секретарь НЦ РАО;  доцент кафедры общей и клинической
психологии

Российская Федерация, 400062, Волгоград, пр-т Университетский, 100,

Российская Федерация, 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1



Т. С. Тимофеева
Волгоградский государственный университет
Россия

психолог лаборатории общей и экспериментальной психологии, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 400062, Волгоград, пр-т Университетский, 10



Список литературы

1. Байкова Л. А. Некоторые результаты исследования в рамках проекта TEMPUS социального здоровья и особых образовательных потребностей детей в гетерогенных образовательных организациях // Человеческий капитал. 2016. № 10. С. 7–15.

2. Ермакова Т. С. Индивидуализация формирования культуры здоровья школьников в польских школах // Педагогика физической культуры и спорта. 2015. № 1. C. 29–33.

3. Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2019. 170 с.

4. Киселёва Е. А. Эффективность воздействия дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. на физическое состояние больных бронхиальной астмой // Педагогикопсихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. № 2. С. 88–101.

5. Макарова Т. А. Сопряженное воздействие оздоровительных видов гимнастики на физическую подготовку младших школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 141. С. 160–164.

6. Михайлов А. С. Дыхательная гимнастика как одно из средств развития общей выносливости // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 5. С. 127–130.

7. Морозов А. В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 8. С. 1–5.

8. Морозов А. В. Психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2016. С. 308–315.

9. Морозов А. В., Локанов А. Г. Формирование целевых ориентиров на здоровый образ жизни у детей младшего школьного возраста с помощью системы боевого искусства Тай-Дзюцу // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых // Материалы Х Междунар. науч. конф. Шуя, 2017. С. 127.

10. Перегудова Н. В. Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета // Инновационная наука. 2015. № 10-3. С. 152–155.

11. Распоряжение правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р (ред. от 14.12.2019) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства» // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301904/ (дата обращения: 15.08.2020).

12. Синянский В. А., Каленик Р. С., Назаренко Б. А. Использование дыхательных упражнений работниками образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 1. С. 33–39.

13. Тончева А. В. Причины неуспеваемости современных школьников // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 181–186.

14. Трофимова Я. А., Минникаева Н. В. Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой со старшими дошкольниками // Наука-2020. 2017. № 4 (15). С. 136–141.

15. Amoly E. et al. Green and blue spaces and behavioral development in Barcelona schoolchildren: the BREATHE Project // Environmental health perspectives. 2014. Т. 122. № 12. pр. 1351.

16. Bashkireva T., Bashkireva A., Ermakova N., Morozov A., Yulina G. Health Indicators of Students in Weekly Dynamics in Conditions of Distance Learning and Self-Isolation During the Period of COVID-19 // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. vol. 486. pp. 529–532.

17. Datar A., Nicosia N., Shier V. Maternal work and children's diet, activity, and obesity // Social Science & Medicine. 2014. Т. 107. pр. 196–204.

18. Halfon N., Wise P. H., Forrest C. B. The changing nature of children’s health development: new challenges require major policy solutions // Health Affairs. 2014. Т. 33. № 12. pр. 2116–2124.

19. Honkala S. World Health Organization approaches for surveys of health behaviour among schoolchildren and for health-promoting schools // Medical Principles and Practice. 2014. Т. 23. № 1. pр. 24–31.

20. Oellingrath I. M., Svendsen M. V., Hestetun I. Eating patterns and mental health problems in early adolescence–a cross-sectional study of 12-13-year-old Norwegian schoolchildren // Public health nutrition. 2014. Т. 17. № 11. pр. 2554–2562.

21. Romanchuk A., Glushchenko M. Effect of the complex breathing exercises with massage gymnastics on physical readiness of children with CNS // Journal of Health Sciences. 2013. № 3. pр. 349–356.

22. Shoshani A., Steinmetz S. Positive psychology at school: A school-based intervention to promote adolescents’ mental health and well-being // Journal of Happiness Studies. 2014. Т. 15. № 6. pр. 1289–1311.

23. Thomas M., Bruton A. Breathing exercises for asthma // Breathe. 2014. Т. 10. № 4. pр. 312–322.

24. Westerdahl E., Olsén M. F. Chest physiotherapy and breathing exercises for cardiac surgery patients in Sweden-a national survey of practice // Monaldi Archives for Chest Disease. 2015. Т. 75. № 2. pр. 112–119.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Голубь О.В., Мoрoзoв А.В., Озерина А.А., Тимофеева Т.С. Дыхательная гимнастика как эффективная здоровьеразвивающая технология для обучающихся в общеобразовательной организации. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):177-186. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-18

For citation: Golub O.V., Morozov A.V., Ozerina A.A., Timofeeva T.S. Breathing exercises as an effective health-developing technology for students in general education organizations. Professional education in the modern world. 2021;11(2):177-186. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-18

Просмотров: 603

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)