Цифровые образовательные практики студентов в условиях локдауна


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-9

Полный текст:




Аннотация

Внедрение цифровых технологий в образование – это одна из приоритетных задач современ- ного этапа развития страны, актуальность и значимость которой проявилась в период пандемии. В этот период система образования оказалась в ситуации тотального вынужденного перехода к формату онлайн-обучения. Форсированный переход проявил целый комплекс проблем, связанных с онлайн-обучением. Организационные, технические, методические, психологические проблемы – круг проблем, с которыми столкнулись участники образовательного процесса. Форсированная цифровизация стала испытанием для системы образования, на которую возложена задача подготовки кадров для цифровой экономики. Дискуссия о путях цифровизации образования расширяется в условиях локдауна оценками опыта, полученного в этот период. Становится очевидным, что цифровизация возможна не только при условии технической готовности системы, но и при условии психологической готовности к ней ключевых участников образовательного процесса. Авторы обращаются к исследованию готовности студентов к онлайн-обучению, к цифровым способам получения знаний, используя опыт онлайн-обучения в период пандемии. Методологической основой исследования стали положения цифровой социологии о роли и значении цифровых технологий как посредников в социальном взаимодействии (Ф. Ницевич). Цифровые технологии изменяют модели социального взаимодействия, социальные отношения и представления человека о самом себе. Цель исследования – выявить инновационный потенциал студентов, их готовность к освоению и использованию цифровых технологий в образовательном процессе и к онлайн-обучению. Основная гипотеза исследования сводилась к тому, что образование онлайн требует сформированных цифровых компетенций студентов, наличия технической оснащенности, внутренней готовности студента обучаться онлайн, однако предшествующий образовательный опыт, имеющийся у студентов, не обеспечивает им навыков цифрового обучения, что определило сложности образования онлайн в период пандемии. Позиции студентов (1) о готовности к переходу на дистанционные образовательные технологии; (2) отношение к продолжению таких практик после отмены карантинных ограничений и использованию информационно- коммуникативных технологий для дистанционных образовательных технологий; (3) оценки организации цифровой образовательной среды вуза и личной цифровой образовательной среды (наличие устройств и ПО, доступ к интернету); (4) оценки вовлеченности студентов в образовательный процесс в условиях онлайн-обучения; (5) оценки цифровых навыков и компетенций (пользовательских и профессиональных) студентов выявлены на основании проведенного авторами анкетного опроса студентов отраслевого вуза. Результаты: выявлен круг проблем, с которыми столкнулись студенты в период обучения с применением дистанционных технологий, дана характеристика готовности студентов к использованию цифровых образовательных технологий. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования методик онлайн-обучения, процедур вовлечения студентов в образовательный процесс и оценивания их образовательных результатов.

Об авторах

Я. А. Долгалева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Долгалева Яна Алексеевна – студент,

630102, Новосибирск, ул. Кирова, 86



П. Е. Мищенко
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Мищенко Полина Евгеньевна – студент

630102, Новосибирск, ул. Кирова, 86



Список литературы

1. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А., Анисимов А. Е. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава // Перспективы науки и образования. 2020. No 4. С. 99–110. DOI: 10.32744/pse.2020.4.6.

2. Черная Е. А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 171–174.

3. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: 10.15372/PEMW2020.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. DOI: 10.18 384/2310-7219-2018-3-25-36.

5. Леган М. В., Рояк М. Э., Горбунов М. А. Система электронного обучения DiSpace 2.0 – основополагающий элемент цифровой образовательной среды (экосистемы) НГТУ // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3520–3531. DOI: 10.15372/PEMW20200115.

6. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46–54. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54.

7. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С. 47–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55.

8. Черных С. И. Личностная экосистема в условиях цифровизации // Проблемы формирования правового социального государства в современной России : материалы XV Всерос. нац. науч. -практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 8–11.

9. Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2020. С. 254–258. DOI: 10.31483/r-53748.

10. Собольников В. В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3601–3610. DOI: 10.15 372/ PEMW20200123.

11. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Информационные перегрузки и практики «заботы о себе» в цифровой среде // Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности : материалы X Междунар. социол. Грушин. конф. Москва, 2020. С. 256–261.

12. Набокова Л. С., Рогачева Ю. С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории // Профессиональное образование в современном мире. 2020, № 3. С. 4041–4052. DOI: 10.15372/PEMW20200314.

13. Буцык С. В. Цифровое поколение в российском образовании: от актуальности проблемы к оценке воздействия цифровизации на обучающихся // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 3. С. 24–32. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-3-24-32.

14. Буцык С. В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 1. С. 27–33. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-1-27-33.

15. Король Д. Ю. Образование в контексте современности (заметки к проекту исследований) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 70–75.

16. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9, № 5. Р. 1–6. DOI: https:// doi.org/10.1108/10748120110424816.

17. Павлова Т. Б., Яковлева О. В., Куликова С. С. Исследование новых возможностей использования электронной коммуникации в образовании // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 90–98.

18. Гафуров И. Р., Ибрагимов Г. И., Калимуллин А. М., Алишев Т. Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101–112. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.

19. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.

20. Peters M. A., Wang H., Ogunniran M. O. [et al.]. China’s internationalized higher education during covid-19: collective student autoethnography // Postdigital Science and Education. 2020. Vol. 2, № 3. P. 968–988. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00128-1.

21. Nguyen D. V., Pham G. H., Nguyen D. N. Impact of the Covid-19 pandemic on perceptions andbehaviors of university students in Vietnam // Data in Brief. 2020. Vol. 31, art. 105880. P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105880.

22. Moeller J., Brackett M., Ivecevic Z., Whate A. High school students’ feelings: discoveries from a large national survey and an experience sampling study // Learning and Instruction. 2020. Vol. 66, art. 101301. P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2019.101301.

23. Rapanta C., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online university teaching during and after the Covid-19 crisis: refocusing teacher presence and learning activity // Postdigital Science and Education. 2020. Vol. 2, № 3. P. 923–945. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y.

24. Jandrić P., Hayes D., Truelove I. [et al]. Teaching in the age of Covid-19 // Postdigital Science and Education. 2020. Vol. 2, № 3. P. 1069–1230. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00169-6.

25. Ницевич В. Ф. Цифровая социология: теоретикометодологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. № 1. С. 18–28. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-347X-2018-1-18-28.

26. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П., Харламов А. В. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 3. С. 169–184. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.10.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Долгалева Я.А., Мищенко П.Е. Цифровые образовательные практики студентов в условиях локдауна. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):195-205. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-9

For citation: Dolgaleva Y.A., Mishchenko P.E. Digital educational practices of students in lockdown conditions. Professional education in the modern world. 2021;11(1):195-205. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-9

Просмотров: 464

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)