Реализация дополнительной профессиональной программы «Школа инклюзивного волонтерства»
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-11
Аннотация
Современное общество актуализировано инклюзивным пространством, развиваются различ- ные инклюзивные практики, проводятся фестивали, данной тематике посвящены различного уровня научно- практические конференции, форумы, организуются обучающие семинары, реализуются дополнительные образовательные программы. При этом отношение к людям с инвалидностью остается одной из наиболее актуальных социально значимых проблем общества. На сегодняшний день в мире утвердилась социальная модель понимания инвалидности и связанная с нею инклюзия инвалидов в общество, но, к сожалению, в российской действительности до сих пор преобладает стремление к сегрегации. Политика инклюзии декларирует необходимость изменения общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению любого другого: человека другой расы, вероисповедания, культуры, в том числе людей с ОВЗ. В процессе создания инклюзивного пространства важным является взаимодействие людей с ОВЗ и без. К сожалению, очень часто, видя человека с инвалидностью, люди не знают и не понимают, как реагировать, не могут проникнуть в его мир и начать рассматривать самого человека, а порой и вовсе пытаются не смотреть на него. Необходимо повышать осведомленность общества о данных заболеваниях, снижать коммуникативные барьеры в общении и восприятии таких людей. Таким образом, остро встает вопрос о подготовке квалифицированных кадров (инклюзивных волонтеров) для сопровождения инклюзивных мероприятий различного уровня. В статье рас- сматривается создание Центра обучения и подготовки добровольческих кадров в инклюзивном пространстве «Школа инклюзивного волонтерства» как важный шаг к повышению общего уровня качества жизни граждан.
Об авторах
Н. С. ЛивакРоссия
Ливак Наталия Степановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики; директор Социально-психологического центра «Инсайт»
660037, Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31
А. М. Портнягина
Россия
Портнягина Анастасия Михайловна – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики; ведущий специалист сектора инклюзивного образования Социально-психологического центра «Инсайт»
660037, Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31
Список литературы
1. Богомолова Е. А., Арпентьева М. Р. Инклюзивное образование в России: опыт исследования представлений педагогов об инклюзии // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1516–1524.
2. Тимохина Т. В. К вопросу о профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями // Инклюзивное образование: теория и практика. Орехово-Зуево, 2016. С. 920.
3. Новицкий П. И., Иванова М. В. Волонтерство как актуальная педагогическая проблема в воспитательной работе высшего учебного заведения // Актуальные проблемы современного общества. Дмитров, 2013. С. 103–106.
4. Арпентьева М. Р., Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. Успехи и проблемы инклюзии как культуры человеческих отношений // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1902–1911.
5. Шигина Е. П. Особенности мотивации и психологической готовности студентов к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: теория и практика. Орехово-Зуево, 2016. С. 947.
6. Сорокин Н. Ю. Актуальные вопросы формирования навыков сопровождения лиц с инвалидностью у волонтеров в высшем образовании // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Симферополь, 2019. С. 175.
7. Ливак Н. С., Портнягина А. М. Технологии включения обучающихся в проектную деятельность // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 3112–3120.
8. Бабанская И. В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях санаторной школы-интерната // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21–23 июня 2017 г. Москва, 2017. С. 83–90.
9. Родионов П. В., Стародубцев В. А. Роль учебно-материальной базы в подготовке волонтеровспасателей // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 644–649.
10. Сигал Н. Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч. конф., Москва, 26–28 июня 2014 г. Киров, 2014. С. 73–79.
11. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Концепт. 2016. Т. 8. С. 31–35.
12. Еремина И. А. Привлечение учащихся к волонтерской деятельности для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: теория и практика. Орехово-Зуево, 2016. С. 165.
13. Зыскина М. А., Романова Е. А. Подготовка волонтеров к работе с инвалидами. Екатеринбург, 2011. 98 с.
14. Арпентьева М. Р., Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. К проблеме моделей инклюзивного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 3. С. 2090–2097.
15. Психология развития и адаптации : сб. программ дипломантов обл. конкурса психол.-пед. прогр. 2010–2011 гг. Самара, 2011. 104 с.
16. Леханова О. Л., Чистянова М. Н. Волонтерство как средство социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2011. С. 583–588.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Ливак Н.С., Портнягина А.М. Реализация дополнительной профессиональной программы «Школа инклюзивного волонтерства». Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):186-194. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-11
For citation: Livak N.S., Portnyagina A.M. Implementation of additional professional program «School of inclusive volunteering». Professional education in the modern world. 2021;11(1):186-194. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.