Дополнительное профессиональное медицинское образование vs ординатура


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-8

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена обсуждению места дополнительного профессионального образования – программ профессиональной переподготовки врачей в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в рамках дискурса целесообразности наличия большого количества специальностей высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры. Для некоторых медицинских специальностей, имеющих родственный и (или) смежный характер, предлагается образовательная модель, предусматривающая более рациональную и привлекательную, по нашему мнению, образовательную траекторию, заключающуюся в освоении данных медицинских специальностей только в рамках программ профессиональной переподготовки при наличии подготовки по основной (базисной) специальности в ординатуре. Приведенная образовательная модель обосновывается тем обстоятельством, что зачастую при наличии подготовки в ординатуре по одной из смежных специальностей врач не имеет возможности перепрофилиро- ваться в другую родственную специальность путем прохождения профессиональной переподготовки по соответствующей медицинской специальности. В свою очередь, в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» имеются специальности ординатуры, которые можно охарактеризовать как универсальные или базисные, при освоении которых можно в дальнейшем получить новые медицинские специальности путем прохождения профессиональной переподготовки в достаточно большом количестве. В качестве примера приводятся медицинские специальности психиатрического профиля, освоение которых предлагается в виде образовательной траектории по программам профессиональной переподготовки на базе высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по специальности «Психиатрия». Также приводятся примеры и по другим смежным медицинским специальностям по реализации альтернативной модели высшего медицинского образования. Статья носит дискуссионный характер и будет актуальна также в свете планируемого перехода по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры к поэтапному (дискретному) обучению.

Об авторе

А. В. Бодров
Казанский государственный медицинский университет
Россия

Бодров Андрей Вениаминович – кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления

420012, Казань, ул. Бутлерова, 49



Список литературы

1. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сент. 2013 г. № 1061 // Гарант. ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/70480868 (дата обращения: 20.10.2020).

2. Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях : приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 авг. 2012 г. № 66н // Гарант.ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/70222886 (дата обращения: 20.10.2020).

3. Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» : приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 окт. 2015 г. № 707н // Гарант.ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/71231064 (дата обращения: 20.10.2020).

4. Профессиональный стандарт «Врач – анестезиолог-реаниматолог» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 авг. 2018 г. № 554н // Гарант. ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/72049970 (дата обращения: 20.10.2020).

5. Говорова Н. В., Лукач В. Н., Орлов Ю. П., Байтугаева Г. А., Клементьев А. В. Проблемы и перспективы подготовки анестезиологов-реаниматологов в Омском регионе // Омский научный вестник. 2015. № 1. С. 8–11.

6. Низовцова Л. А., Тюрин И. Е., Синицын В. Е., Морозов С. П. Профессиональный стандарт и нерешенные вопросы профессионального образования врача-рентгенолога // Вестник рентгенологии и радиологии. 2016. Т. 97, № 5. С. 314–318. DOI: 10.20862/0042-4676-2016-97-5-314-318.

7. Морозов С. П., Квасюк А. В., Ветшева Н. Н., Ледихова Н. В., Курешова Д. Н. Влияние объема постдипломного образования врачей-рентгенологов на количество диагностических ошибок // Медицинская визуализация. 2018. Т. 22, № 3. С. 109–116. DOI: 10.24835/1607-0763-2018-3-109-117.

8. Профессиональный стандарт «Врач – судебномедицинский эксперт» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. № 144н // Гарант.ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/71916228 (дата обращения: 20.10.2020).

9. Профессиональный стандарт «Врачпатологоанатом» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. № 131н // Гарант. ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/71917500 (дата обращения: 20.10.2020).

10. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры : приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н // Гарант.ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/71692980 (дата обращения: 20.10.2020).

11. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

12. Ступин В. А. Медицинское образование в системе кадровой политики здравоохранения России // Медицинский совет. 2007. № 4. С. 3–5.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 32.08.07 Общая гигиена (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : приказ Министерства образования и науки РФ от 27 авг. 2014 г. № 1135 // Гарант.ру. URL: https://internet.garant.ru/#/document/70784644 (дата обращения: 20.10.2020).

14. Бодров А. В. Высшее фармацевтическое образование – специалитет-ординатура: pro et contra // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. № 3. С. 139–152. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13012.

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.20 Психиатрия // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96095 (дата обращения: 20.10.2020).

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.21 Психиатриянаркология // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96096 (дата обращения: 20.10.2020).

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.22 Психотерапия // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96097 (дата обращения: 20.10.2020).

18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.23 Сексология // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96098 (дата обращения: 20.10.2020).

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.24 Судебно-психиатрическая экспертиза. // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96099 (дата обращения: 20.10.2020).

20. Бодров А. В. О наименованиях квалификаций, присваиваемых выпускникам ординатуры // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. № 2. С. 100–113. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-12006.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бодров А.В. Дополнительное профессиональное медицинское образование vs ординатура. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):175-185. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-8

For citation: Bodrov A.V. Additional professional medical education vs residency. Professional education in the modern world. 2021;11(1):175-185. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-8

Просмотров: 322

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)