Организационно-управленческие аспекты реализации тренинг-технологии в системе обучения и развития персонала
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-5
Аннотация
Проблематика проведенного исследования по заявленной теме концентрируется на вопросах применения организационно-управленческих аспектов на всех этапах реализации тренинг-технологии в рамках внутриорганизационного обучения. Методологическая база исследования включает в себя основные научные положения различных теорий (теория самообучающейся организации, теория человеческого капитала и др.). Использован ряд научных методов, среди которых метод анализа научной литературы, метод сравнительного анализа и обобщения и др. В графической форме представлены взаимосвязи основных видов тренингов с компетенциями сотрудников и организации. Приведен план организации и реализации тренинг-технологии, включающий шесть этапов: административный, запуск тренинга, обратный отсчет, активация, подведение итогов, обратная связь. В пределах каждого рассмотренного этапа предполагается комплекс мероприятий, их планирование формируется в соответствии с циклом Деминга, что обеспечивает необходимое качество реализации процесса. В статье иллюстрируется непрерывность процесса развития команды тренинга. В табличной форме представлена в авторской интерпретации характеристика формирующих и развивающих ролей тренера. Обозначены следующие роли: «родник знаний и жизненного опыта (эксперт)», «модератор (администратор)», «мотиватор (провокатор)», «фасилитатор (личный консультант)», «аналитик (исследователь)», «наставник (воспитатель)», «психогимнаст (ведущий психогимнастики)», «методист (разработчик)». Рассматриваются основные виды организации работы на тренинге: индивидуальная, работа с группой, групповая. Степень влияния на группу может претерпевать существенные изменения в зависимости от установок тренера, его видения, философии тренинга, профессионального и жизненного опыта, обаяния, темперамента, эмоциональной зрелости и т. д. Это проявляется в стилях ведения тренинга, среди которых можно выделить: стиль, основанный на использовании манипуляции; стиль, направленный на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения; стиль активного обучения; стиль, способствующий самораскрытию участников и самостоятельному поиску ими способов решения собственных психологических проблем.
Об авторах
А. В. ЧерепановРоссия
Черепанов Аркадий Владимирович – кандидат экономических наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом факультета экономики и управления
630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Г. А. Рехтина
Россия
Рехтина Галина Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры кадровой политики и управ- ления персоналом факультета экономики и управления
630039 г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Список литературы
1. Чеглакова Л. Тренинг как инструмент управления эффективностью компании // Социальная механика. URL: http://www.socmech.ru/files/library/public/articles/12.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СанктПетербург : Питер, 2009. 344 с.
3. Ермоленко В. А., Иванова С. В., Кларин М. В., Черноглазкин С. Ю. Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика : метод. пособие. Москва : Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2013. 186 с.
4. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Особенности управления человеческим капиталом в аграрной сфере // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 9. С. 37–42.
5. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Тренинг-технология как фактор успешности внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов: методологический аспект // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3855–3870. DOI: 10.15372/PEMW20200223.
6. Черепанов А. В. Особенности и проблемы применения тренинг-технологии в развитии профессиональных компетенций управленческих работников // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2011. № 2. С. 623–627.
7. Черепанов А. В. Тренинг-технологии как метод управления человеческими ресурсами в условиях экономики знаний. Новосибирск : Золотой колос, 2017. 180 с.
8. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами : учеб. пособие. 4-е изд. Москва : Омега-Л, 2007. 664 с.
9. Ручкин А. В., Трофимова О. М. Управление проектами: основные определения и подходы // Вопросы управления. 2017. № 3. С. 121–128.
10. Фиденко Д. В., Черепанов А. В. Тренинг-технологии как эффективный метод обучения персонала // Теория и практика современной аграрной науки : сб. II Нац. (Всерос.) науч. конф. Новосибирск, 2019. С. 656–659.
11. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. Москва : Дело, 2002. 153 с.
12. Григорьев Д. А. Бизнес-тренинг: как это делается. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.
13. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. Санкт-Петербург : Речь, 2016. 287 с.
14. Яковлева Н. В. Формирование социальнопсихологической компетентности менеджеров туристской сферы в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. психол. наук : 13.00.08. Москва, 2002. 24 с.
15. Armstrong M. Armstrong’s handbook of human resource management practice. 11th ed. London : Kogan Page, 2015. 880 p.
16. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники MBA. Жесткий взгляд на мягкую практику управления. Москва : Олимп-Бизнес. 2008. 516 с.
17. Васичкина О. Н. Информационнокоммуникационные технологии как средство формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Ставрополь, 2007. 27 с.
18. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 171 с.
19. Ротанова М. Б. Тенденции корпоративного обучения в контексте образовательных парадигм // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. № 1. С. 75–82.
20. Лунев Ю. А. Подходы к профессиональной подготовке высших и линейных менеджеров в сфере управления человеческими ресурсами // Бизнес инжениринг групп. URL: http://www.bigc.ru/publications/bigspb/personal/podhod_to_hrm.php (дата обращения: 11.09.2020).
21. Андриянова М. В. Внутрифирменное обучение персонала в России: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 2. С. 27–30.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Черепанов А.В., Рехтина Г.А. Организационно-управленческие аспекты реализации тренинг-технологии в системе обучения и развития персонала. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):144-154. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-5
For citation: Cherepanov A.V., Rekhtina G.A. Organizational and management aspects of the training technology implementation in the system of staff training and development. Professional education in the modern world. 2021;11(1):144-154. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-5
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.