К вопросу об организации и реализации самостоятельной работы студентов аграрных вузов по курсу «Математика»


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-15

Полный текст:




Аннотация

Автор статьи предлагает вариант решения актуальной проблемы проектирования и реализации системы самостоятельной работы студентов аграрного университета по курсу «Математика». Предлагаемый метод базируется на педагогической технологии системно-деятельностного подхода, в основе которого лежит самостоятельная работа студента по решению познавательных задач. Главной особенностью исследования поставленной научной проблемы в соответствии с его целью и основными задачами является синтез  системнодеятельностного и технологических подходов, в интеграции психолого- педагогических методов обучения в сотрудничестве, разноуровневого обучения и экспериментальной работы. В результате такого взаимопроникновения различных подходов  проблема проектирования и реализации системы самостоятельной работы студентов аграрного вуза по математике оказалась органически связанной с проблемой формирования не только профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса, но и с проблемой развития личностных  качеств студентов в процессе самостоятельной работы. Автором создан  учебнодидактический комплекс по математике для биоинженерных специальностей  агроуниверситета как база для проектирования системы самостоятельной работы студентов, включающий вариативные авторские учебные рабочие программы по курсу «Математика», учитывающие межпредметные связи математики с другими дисциплинами  (физика, химия, биология с основами экологии, генетика и биометрия, экономика,  организация и менеджмент), соответствующие ФГОС ВПО. Автором разработана система принципов отбора содержания самостоятельной работы студентов по математике, включающая принципы минимального объема, полноты (с принципами дополнения и подчиненности), максимальных связей на выходе и естественных ограничений на входе, «перемешивания» деятельностных и личностных потоков информации, вариативности.  Автором проведена апробация и экспериментальная проверка авторской модели системы самостоятельной работы, которые показали более высокую эффективность и более высокое  качество в организации и управлении системой по сравнению с традиционными формами и методами организации самостоятельной работы.

Об авторе

С. Н. Бурков
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математики и физики

Российская Федерация, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 147



Список литературы

1. Гуревич П. С. Психология и педагогика : учеб. для бакалавров. Москва : Юрайт, 2013. 479 c.

2. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник. Москва : Совет. спорт, 2013. 300 c.

3. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта : учеб. пособие. Москва : ФОРУМ – ИНФРА-М, 2012. 208 c.

4. Бурков С. Н. Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе : итоговая аттестац. работа. Омск: ОГПУ, 2019. 77 с.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. Москва : Наука, 1973. 270 с.

6. Далингер В. А. Межпредметные связи математики и физики. Омск : ОИУУ, 1991. 95 с.

7. Далингер В. А. Методика обучения учащихся элементам математического анализа. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. 149 с.

8. Далингер В. А. Методика реализации внутрипредметных связей. Москва: Просвещение, 1991. 95 с.

9. Далингер В. А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике. Омск : Изд-во ОмИПКРО, 1993. 156 с.

10. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск : Изд-во ОмИПКРО, 1993. 323 с.

11. Епишева О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 1999. 460 с.

12. Епишева О. Б. Проектирование авторской технологии обучения математике : учеб. пособие. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2001. 53 с.

13. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : кн. для учителя. Москва : Просвещение, 2002. 224 с.

14. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности: теоретические основы : учеб. пособие. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1998. 158 с.

15. Зимняя И. А. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности студента // Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса подготовки бакалавра: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Москва; Красногорск, 1992. С. 36–42.

16. Монахов В. М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика. 1989. № 1. С. 28–33.

17. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.

18. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. 2011. № 2-2. С. 102–104.

19. Найниш Л. А. Инженерная педагогика : науч.-метод. пособие. Москва : ИНФРА-М, 2013. 88 c.

20. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма : учебник. Москва: ЮНИТИ, 2015. 207 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бурков С.Н. К вопросу об организации и реализации самостоятельной работы студентов аграрных вузов по курсу «Математика». Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):147-159. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-15

For citation: Burkov S.N. On organizing and implementing the student independent work in agricultural universities at “Mathematics” course. Professional education in the modern world. 2021;11(2):147-159. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-15

Просмотров: 314

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)