К проблеме интенсификации дополнительного образования: проектирование, реализация, рефлексия и коррекция персональных траекторий образования будущих педагогов


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-14

Полный текст:




Аннотация

Современное дополнительное образование педагогов нацелено на обнаружение, сопоставление и внедрение наиболее продуктивных и эффективных форм и методов спецификации, в том числе персонализации обучения и воспитания. Выбираемые методики и технологии, формат и формы должны способствовать максимально развивающей организации образования. Одно из средств такой организации предлагает подход, обращенный к понятиям индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута. Цель исследования – осмысление проблем интенсификации дополнительного образования: процессов и результатов проектирования,  реализации, рефлексии и коррекции персональных траекторий образования будущих педагогов. Работа содержит теоретическое осмысление проблем интенсификации дополнительного образования: процессов и результатов проектирования, реализации, рефлексии и коррекции персональных траекторий образования будущих педагогов. Настоящее исследование является попыткой продвижения к системному осмыслению проблем интенсификации дополнительного образования: процессов и результатов проектирования, реализации, рефлексии и коррекции персональных траекторий образования будущих педагогов. Очевидно, что основное, профильное образование должно создавать базу иных видов и форм образования, предоставлять и направлять поиски и выбор содержания специализаций и иных дополнительных усилий
учеников. Жизненный успех как основная цель формирования образовательных траекторий дополнительного образования педагога должна рассматриваться в процессе построения и коррекции траектории максимально широко и подробно, в том числе в контексте вопросов о соотношении понятий самоактуализации и самореализации. Каждый абитуриент  педагогического вуза может существенно повысить интенсивность и качество своего профессионального обучения, сформировав индивидуальную/персональную образовательную траекторию. Он может использовать дополнительное образование как экспериментальную, исследовательскую площадку, взять тайм-аут перед окончательным выбором профессии или тогда, когда выбранный карьерный путь кажется завершенным. Момент выбора направления дальнейшего развития, момент кризиса всегда сопряжен с интенсивными и множественными проблемами, которые особенно выпукло представляют стоящие перед современным образованием и перед самим человеком задачи, включая задачи согласования внутренних и внешних смыслов и значений образовательной деятельности на уровне образовательных организаций, преподавателей и студентов,
отношений между ними и т. д. Для абитуриента, слушателя курсов переподготовки или повышения квалификации важно изначально осмыслить и выбрать путь или пути, интегрирующие самоосуществление и самореализацию, собственные и социальные нужды и интересы, дальние и ближайшие перспективы, потери и приобретения выбора того или иного пути, той или иной траектории.

Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии образования, заместитель декана факультета педагогического образования

Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52



Список литературы

1. Вильданов И. Э., Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Абитов Р. Н. Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 44–53.

2. Макарова Е. А., Хакунова Ф. П., Макарова Е. Л. Роль индивидуальных образовательных траекторий в формировании психологически комфортной образовательной среды // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 125–133.

3. Кляпышева Е. В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. 2018. № 12. С. 36–39.

4. Хуторской А. В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех по- разному? Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

5. Luksha P., Cubista J., Laszlo A., Popovich M., Ninenko I. Educational ecosystems for societal transformation: Global education futures rep. Global Education Futures, 2018. URL: https://futuref.org/educationfutures (accessed 20.02.2021).

6. Комягин И.М., Прокофьева О. Н. Педагогические условия формирования педагогической компетентности родителей воспитанников учреждений дополнительного образования // Вопросы педагогики. 2021. № 1-1. С. 114–117.

7. Копылова К. А. Специфика образовательной среды в учреждениях дополнительного образования // Студенческий. 2021. № 1-3. С. 11–12. URL: https://sibac.info/archive/journal/student/1%28129_3%29.pdf (дата обращения: (20.01.2021).

8. Милютина С. Л. Эффективное управление педагогическими кадрами во время педагогического сопровождения обучающихся в дополнительном образовании детей и взрослых // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 1. С. 21–27.

9. Мирошниченко Ю. Н., Осадская А. А., Щербаков С. М. Учебно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования: имитационное моделирование и оценка трудозатрат // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 1. С. 340–349.

10. Павлова Л. Е. Нравственное воспитание в дополнительном образовании // Молодой ученый. 2021. № 3. С. 373–375.

11. Павлова О. А., Коняхина С. В. Интегративный подход к проектированию программ дополнительного образования детей // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 1. С. 33–39.

12. Глушанок А. З. Дополнительное образование как важнейшая составляющая образовательного пространства // Cognitio rerum. 2021. № 2. С. 55–58.

13. Грачева Н. В. Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации // Образование и воспитание. 2021. № 1. С. 26–30.

14. Дмитриев И. В., Субботина О. В., Веснина А. С. Новые технологии и средства обучения в дополнительном образовании как тренд современного образования // Научно- педагогическое обозрение. 2021. № 1. С. 57–64.

15. Едренкина М. В. Возможности применения дистанционных образовательных технологий в обучении конструированию в условиях дополнительного образования // Chronos. 2021. Т. 6, № 1. С. 21–23.

16. Каверина Н. Н. Роль межмуниципального методического центра в проектировании траектории профессионального роста педагога дополнительного образования // Актуальные исследования. 2021. № 5. С. 88–91.

17. Каргина З. А. Модель научно-методического сопровождения социального партнёрства общего и дополнительного образования детей // The Scientific Heritage. 2021. № 58-3. С. 45–50.

18. Старостина И. А. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях дополнительного образования, как фактор формирования «навыков будущего» // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 1. С. 45–49.

19. Шевчик М. С. Коучинг как современная технология повышения мотивации педагогов дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 1. С. 63–66.

20. Arpentieva M. R., Kasymova G. K., Lavrinenko S. V., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. ., Kenzhaliev O. B., Duvalina O. N., Kosov A. V. Ecological education in the global and supplementary education system // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3. Р. 158–168.

21. Данильченко В. М. Проблема развития образования в России в контексте глобального образования // Интеграция образования. 2004. № 1. С. 11–17.

22. Камашев С. В., Косенко Т. С. Глобализация образования и «глобальное образование» в современном мире // Философия образования. 2012. № 6. С. 124–132.

23. Майер Б. О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. 2012. № 6. С. 117–124.

24. Певнева И. В., Табашникова О. Л. Глобальные компетенции в профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 60–68.

25. Редькина Т. М., Фирова И. П., Соломонова В. Н. Гибридные формы образования – средство обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования // Глобальный научный потенциал. 2020. № 10. С. 163–165.

26. Урсул А. Д. Становление образования глобального мира // Век глобализации. 2019. № 2. С. 49–60.

27. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобальное образование – новое направление развития высшего образования // Вестник экологического образования в России. 2014. Т. 4, № 74. С. 32–35.

28. Хуранов А. Б. Содержание университетского образования в контексте глобального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 11. С. 38–43.

29. Шиян Н. И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал эксперимент. образования. 2014. № 4-1. С. 279–281.

30. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. 2017. № 12. С. 85–94.

31. Кондратенко Б. А., Кондратенко А. Б. Жизненный успех как приоритетная цель формирования образовательных траекторий // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2019. С. 296–298.

32. Панфилова Ю. П. Управление индивидуальной траекторией обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего : сб. ст. Девятых Всерос. Шамовских пед. чтений науч. шк. Упр. образоват. системами. Москва, 2017. С. 155–158.

33. Сергеева М. Г., Цытулина Н. В. Практика менеджментсопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде высшей школы // Управление в социальных и экономических

34. системах. 2017. № 26. С. 69–70.

35. Шемякова Л. А. Формирование индивидуальной образовательной траектории ученика как одна из ключевых задач классного руководителя // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 249–252.

36. Арпентьева М. Р. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоустойчивому специалисту» // Challenges of Science: proc. of Intern. pract. Internet conf. (Almaty, Nov. 22, 2018). Almaty, 2018. P. 1–12.

37. Arpentieva M. R., Krasnoschechenko I. P., Kirichkova M. E., Zalavina T. Yu., Stepanova G. A. Psychological and pedagogical support for children’s and teenager’s self-development and education globalization // Advances in Social Science Education and Humanities Research, 2018, vol. 198, pp. 131-138. DOI: https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.24.

38. Foresight education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century / ed. M. R. Arpentieva. Toronto, Altaspera Publ., 2018, 560 p.

39. Gasanova R. R. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Challenges of Science. 2020. Iss. 3. P. 59–68. DOI: 10.31643/2020.009.

40. Kassymova G. K., Yurkova M. G., Zhdanko T. A., Gerasimova J. R., Kravtsov A. Yu., Egorova J. V., Gasanova R. R., Larionova L. A., Arpentieva M. R. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, № 382. P. 195–200.

41. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R. and Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171–176.

42. Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4053–4063.

43. Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4262–4270.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. К проблеме интенсификации дополнительного образования: проектирование, реализация, рефлексия и коррекция персональных траекторий образования будущих педагогов. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):139-146. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-14

For citation: Gasanova R.R. To the problem of intensification of supplementary education: design, implementation, reflexion and correction of personal education trajectories of future teachers. Professional education in the modern world. 2021;11(2):139-146. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-14

Просмотров: 227

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)