Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-10

Полный текст:




Аннотация

Инновационные процессыпроисходящие сегодня в технологической сфере, такие как компьютеризация, информатизация, цифровизация, интенсивно включают преподавателей и обучаемых в виртуальное взаимодействие, последствия которого сложно прогнозируемы. Происходит эволюция моделей университетов, средств, форм и методов обучения. Формирование цифровой образовательной среды составляет важнейшее направление в модернизации высшего образования, а сами цифровые технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. В фазу активного развития вступает дистанционное обучение, в рамках которого реализуются принципы непрерывности и индивидуализации обучения. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс привело к изменению базовой ролевой функции преподавателя – от источника знаний к ментору, модератору учебного процесса. При этом одним из ключевых факторов конкурентоспособности в информационном обществе становится цифровая грамотность. Все эти изменения, отличающиеся быстрой и повсеместной скоростью распространения, требуют своевременной оценки с точки зрения влияния на учебный процесс и его субъектов в условиях цифровизации высшей школыПроведенное исследование приближает понимание и дальнейшую работу в этом направлении.

Об авторе

А. А. Коломейцева
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО)
Россия

Коломейцева Ангелина Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н. Н. Ливенцева

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Алешкина О. В., Апокина К. В. Цифровизация общества: роль и перспективы образования // Экономика и управление. 2019. № 4. С. 8–11.

2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва : Перо, 2019. 24 с.

3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus : электрон. науч.-публицист. журн. 2019. № 1. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 19.05.2020).

4. Виссема Й. Г. Университет третьего поколения. Москва : Олимп-Бизнес, 2016. 480 с.

5. Гасанова Р. Р. Смарт-образование как новая парадигма информатизации образования // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 4. С. 58–60.

6. Гасанова Р. Р. Социокультурное пространство подростков // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S1. С. 33–38.

7. Конопатова Н. К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. URL: http://www.adm-edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf (дата обращения: 02.05.2020)

8. Кочергин Д. Г., Жернов Е. Е. Опыт цифровизации высшего образования в США // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 12–23.

9. Перспективы развития цифрового образования в Российской Федерации // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/Perspektivy_razvitiya.pdf (дата обращения: 04.05.2020).

10. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : указ Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 02.05.2020).

11. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

12. Романова Е. А., Кузнецов В. А., Тореева Т. А. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 78–84.

13. Тимошкина Е. В. Дистанционное обучение как один из важнейших элементов информатизации высшего профессионального образования // Социальные науки. 2015. № 3. С. 15–21.

14. Фальков В. Мы запомним эту весну как время цифровой трансформации в образовании // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21604 (дата обращения: 09.05.2020).

15. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020, с изм. и доп. от 01.05.2020) // КонсультанПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 03.05.2020).

16. Capturing the hype: year of the MOOC timeline explained // The Report by Class Central. URL: https://www.classcentral.com/report/mooc-hype-year-1/ (дата обращения: 03.05.2020).

17. Shwab K. The fourth industrial revolution: what it means and how to respond // Foreign Affairs. 2015. Dec. 12. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2015-12-12/fourth-industrial-revolution (дата обращения: 03.05.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коломейцева А.А. Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):84-93. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-10

For citation: Kolomeytseva А.A. Multi-tasking reality of the educational space to the challenges of higher school digitalization. Professional education in the modern world. 2021;11(1):84-93. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-10

Просмотров: 302

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)