Взаимовлияние социального капитала и организационной культуры на эффективность подразделения вуза


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-18

Полный текст:




Аннотация

В статье представлены результаты исследования феномена социального капитала применительно к сфере российского высшего образования. Дана формулировка понятия социального капитала образовательной организации на основе представлений о социальном капитале Дж. Коулмена, Дж. Ханифана, Р. Патнэма, П. Бурдье, Ф. Фукуямы и др. Обоснована важность учета данной сущности в управлении образовательной и научной деятельностью профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Представлена информация об авторской методике базовой оценки социального капитала как на индивидуальном уровне (отдельных преподавателей), так и на групповом (уровне структурного подразделения вуза). Дано описание анкет для определения уровня социального капитала по двум направлениям: уровень доверия и степень раз- витости связей сотрудников. Представлены результаты эмпирического исследования и измерения текущего уровня индивидуального и группового социального капитала на примере четырех кафедр института одного из крупнейших российских вузов. А также показан анализ выявленных закономерностей. Показано, что кафедра с клановой организационной культурой и общим сбалансированным профилем организационной культуры обладает наибольшим социальным капиталом и наибольшей эффективностью. Оценка организационных культур кафедр позволила сделать вывод, что важную роль для развития личных социальных капиталов сотрудников и совокупного социального капитала подразделения вуза играет политика руководителя. Она должна быть направлена на выстраивание коллективистской организационной культуры. Предложены доказательства взаимозависимости ряда показателей эффективности деятельности кафедр и уровня их социального капитала. Доказано, что подразделения вуза, обладающие высоким социальным капиталом, являются наиболее успешными, при этом есть влияние социального капитала на эффективность подразделений.

Об авторах

М. В. Жарова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Жарова Марина Владиславовна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Института экономики и управления

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48



А. И. Скурихина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Скурихина Анна Игоревна – студентка образовательной программы бакалавриата «Управление персоналом организации» Института экономики и управления

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48



Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 14.10.2019).

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 14.10.2019).

3. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of theory and research for the sociology of education. New York, 1986. P. 24–258.

4. Bourdieu P. The logic of practice. Stanford, 1990. 333 p.

5. Campbell C., Wood R., Kelly M. K. Social capital and health. London, 1999. 138 p.

6. Coleman J. Foundations of social theory. Cambridge, 1990. XVI, 993 с.

7. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. S95–S120.

8. Fukuyama F. Social capital // Culture matters: how values shape human progress. New York, 2000. P. 98–111.

9. Fukuyama F. Social capital and development: the coming agenda // SAIS Review. 2002. Vol. 22, № 1. P. 23–37.

10. Hanifan L. J. The community center. Boston, 1920. 230 p.

11. Hanifan L. J. The rural school community center // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1916. Vol. 67. Р. 130–138.

12. Putnam R. D. Social capital: measurement and consequences // Canadian Journal of Policy Research. 2001. Vol. 2, № 1. Р. 41–51.

13. Бодункова А. Г., Черная И. П. Социальный капитал как индикатор уровня развития предпринимательской культуры организации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. № 4. С. 66–76.

14. Бодункова А. Г. Без отрыва от альма-матер. Социальный капитал ВУЗа: измерения, проблемы и направления инвестирования в новых условиях // Креативная экономика. 2010. № 1. С. 89–94.

15. Макаркин Н. П., Томилин О. Б., Бритов А. В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление. 2004. № 5/6. С. 152–162.

16. Балезина Е. А., Булгакова Д. А., Дерюгин А. С. Методология исследования социального капитала организации: зарубежный опыт // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе : материалы III Междунар. науч.-практ. Интернетконф., Пермь, 6–7 дек. 2016 г. Пермь, 2016. С. 95–98.

17. Олимпиева И. Б., Кондаков А. А., Ежова Л. В., Слободской А. Л. Социальный капитал: аналитические подходы и возможности измерения на уровне организации // Петербургская социология сегодня. СанктПетербург, 2014. Вып. 5. С. 10–42.

18. Крамин Т. В., Григорьев Р. А., Тимирясова А. В., Воронцова Л. В. Вклад интеллектуального и социального капиталов в экономический рост регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 4. С. 66–76. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.66-76.

19. Полищук Е. А. Социальный капитал и его роль в экономическом развитии // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 5, Экономика. 2005. № 1. С. 10–16.

20. Шуклина Е. А., Певная М. В. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5. С. 120–131.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жарова М.В., Скурихина А.И. Взаимовлияние социального капитала и организационной культуры на эффективность подразделения вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):76-83. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-18

For citation: Zharova M.V., Skurihina A.I. Mutual influence of the social capital and organizational culture on efficiency of higher education institution divisions. Professional education in the modern world. 2021;11(1):76-83. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-18

Просмотров: 203

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)