Научная библиотека в контексте гуманитаризации высшего профессионального образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-22

Полный текст:




Аннотация

Система российского образования является крупнейшей отраслью общества, которая формирует и развивает главную производительную силу – самого человека, становится не только системой подготовки к определенной профессиональной деятельности, но и системой воспитания человека как личности. В связи с этим значительно возрастает роль его важной составляющей – гуманитарного знания, позволяющего сформировать специалиста с широким мировоззрением и устойчивой жизненной позицией. Социальные институты, производящие и транслирующие это знание, оказываются перед необходимостью кардинального переосмысления задач гуманитарного образования как такового и проблем гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в целом. Общество приходит к пониманию того, что «недовложение» в гуманитарную сферу оборачивается серьезными социальными проблемами. Библиотеки, наряду с учреждениями науки и образования, входят в структуру образовательного пространства и так же осмысливают свои роль и место в процессе его гуманитаризации. Сутью этого социального института является роль посредника между автором и читателем: собирание, описание, структурирование, сохранение и продвижение текстов разных видов и форматов, кумуляция, хранение и распространение знаний для их последующего практического применения. При этом вопросы оптимального использования имеющегося и формирования нового гуманитарного образовательного ресурса библиотек требуют своего решения с учетом новых приоритетов функционирования образовательной среды. Авторы ставят цель – представить некоторые аспекты деятельности научных библиотек в формировании и продвижении гуманитарного знания в образовательную сферу. Кратко охарактеризована деятельность научных библиотек Новосибирска в решении этого вопроса. Новизна предпринятого исследования состоит в том, что впервые на основе исторического анализа этапов формирования гуманитарного фонда научных библиотек мегаполиса сделана попытка определить его соответствие потребностям современного образовательного процесса. Выявлено, что отсутствует единая стратегия и целенаправленность форм и методов деятельности научных библиотек по продвижению гуманитарного знания. Актуальным представляется пересмотр подходов к формированию фондов гуманитарной тематики, а также организации единой платформы взаимоиспользования гуманитарного информационного ресурса научных библиотек.

Об авторах

Е. Б. Артемьева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Артемьева Елена Борисовна – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом научно-исследовательской и методической работы; профессор

630200, Новосибирск, ул. Восход, 15



Г. М. Вихрева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Вихрева Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы

630200, Новосибирск, ул. Восход, 15



О. П. Федотова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Федотова Ольга Павловна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы

630200, Новосибирск, ул. Восход, 15



Список литературы

1. Назаретян А. П. Нелинейное будущее и проблема жизненных смыслов // Историческая психология и социология истории. 2012. Т. 5, № 2. C. 148–180.

2. Гранкина Е. А. Гуманитарное пространство города: хронотоп, институты, «гении места» : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. Саранск, 2016. 20 с.

3. Шеина И. М. Гуманитарное образование в современном обществе // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/gumanitarnoe_obrazovanie_v_sovremennom_obshestve.html (дата обращения: 09.12.2020).

4. Казанцева А. А., Казанцева Е. М. Гуманитарная парадигма: к вопросу о сущности понятия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 115–117.

5. Васильева И. В. Гуманитарное образование в России // Диалог социологии, образования и общества : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Королев, 2012. С. 18–20. URL: https://unitech-mo.ru/upload/medialibrary/9a3/9a372a9ba1703f012b11282be7ff656d. pdf (дата обращения: 17.12.2020).

6. Стерледев Р. К., Стерледева Т. Д., Сыромятникова Л. И. Философские заметки о проблемах вузовского образования в XXI веке // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-zametki-o-problemah-vuzovskogo-obrazovaniyav-xxi-veke (дата обращения: 10.11.2020).

7. Васильева К. Н., Мукин В. А. Гуманитарное научное знание в современном обществе // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1. С. 197–204.

8. Выжлецов Г. П. Гуманитарное знание в свете системной методологии // Инновационное образование и экономика. 2013. № 12. C. 62–66.

9. Ильин В. В. Гуманитарное знание в контексте современной культуры // Наша власть: дела и лица. 2012. № 5/6. URL: http://nashavlast.ru/article_description/135/2120.html (дата обращения: 10.11.2020).

10. Ильин В. В., Аверьянова Г. Н., Рамазанов С. О., Ромашкин К. И. Компетенция духа и дух компетенции: перспективы гуманитарной санации образования и познания // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 115–121.

11. Шаповалов В. Ф. К философии социальногуманитарных наук: единство и многообразие как свойства объекта социально-гуманитарного познания // Панорама Евразии. 2008. № 1. С. 71–82.

12. Журавлев С. А. Гуманитарное знание: освободиться от предрассудков // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/osvoboditsa_ot_predrassudkov.html (дата обращения: 20.11.2020).

13. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры на рубежах веков // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2. С. 15–26.

14. Позднякова Р. А. Библиотека в системе современной гуманитарной культуры : автореф. дис. канд. филос. наук : 24.00.01. Тамбов, 2005. 26 с.

15. Маркова Т. Б. Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ : автореф. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. Санкт-Петербург, 2008. 35 с.

16. Соколов А. В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе // Библиотечное дело. 2011. № 17. С. 8–15.

17. Соколов А. В. Миссия и мутации библиотек. Раздумья интеллигента книжника // Библиотечное дело. 2009. № 14. С. 2–10.

18. Кокорина С. В. Современная библиотека и ее гуманистический потенциал: роль библиотек в формировании культуры межнационального взаимодействия // Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/17-a/publ/konf_2012/3.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

19. Савич Л. Е. Социальное здоровье с позиций библиотечного гуманизма: к продолжению исследования проблемы // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2014. Вып. 7. С. 349–358.

20. Артемьева Е. Б., Вихрева Г. М., Федотова О. П. Научная библиотека в региональной системе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3583–3593. DOI 10.15372/PEMW20200121.

21. Посадсков А. Л. Государственная научная библиотека – предшественница ГПНТБ СО РАН: краткий очерк истории (1918–1958 гг.) // Библиосфера. 2008. № 3. С. 3–13.

22. Посадсков А. Л. Библиотека Государственная публичная научно-техническая Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) // Новосибирск : энциклопедия. Новосибирск, 2003. С. 86–89.

23. Обязательный экземпляр // Российская книжная палата / филиал ИТАР-ТАСС. URL: http://www. bookchamber.ru/oe.html (дата обращения: 20.11.2020).

24. Краеведение // Новосибирская государственная областная научная библиотека. URL: https:// ngonb.ru/resources/regional_studies/ (дата обращения: 06.01.2021).

25. Электронный каталог НГОНБ // Новосибирская государственная областная научная библиотека. URL: https://m.ngonb.ru/resources/catalog_ngonb.php (дата обращения: 06.01.2021).

26. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : автореф. дис д-ра пед. наук : 05.25.03. Москва, 2006. 37 с.

27. Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития. Избранное. Санкт-Петербург : Профессия, 2009. 390 с.

28. Вихрева Г. М. Ценностные основания деятельности российской библиотеки (конец XX – начало XXI в.) / науч. ред. Е. Б. Артемьева. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2018. 195 с.

29. Подкорытова Н. И., Лакизо И. Г., Артемьева Е. Б. Научные библиотеки в научно-образовательном комплексе Новосибирска // Научные и технические библиотеки. 2020. № 9. С. 61–77. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-9-61-77.

30. Подкорытова Н. И., Лакизо И. Г., Артемьева Е. Б. Влияние трансформации научно-образовательного пространства на систему взаимодействия научных библиотек региона // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4223–4234. DOI: 10.20913/2618-7515-2020-4-06.

31. Артемьева Е. Б. Объединение научных и специальных библиотек г. Новосибирска // Библиотеки Новосибирской области: середина XX – начало XXI в. Новосибирск, 2009. С. 196–204.

32. Артемьева Е. Б. Становление и развитие системы взаимодействия библиотек Новосибирска. Исторический очерк // Научные и технические библиотеки. 2009. № 7. С. 66–78.

33. Артемьева Е. Б. Участие библиотек вузов Новосибирска в деятельности межведомственного объединения библиотек // Библиотеки вузов Новосибирска в образовательном пространстве : докл. участников межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 19–20 нояб. 2008 г.). Новосибирск, 2009. С. 21–31.

34. Тихомирова И. Библиотека и социальнокультурная деятельность // Библиотечное дело. 2015. № 2. С. 2–6.

35. Новая роль библиотек в образовании. Описание проекта. Положение о конкурсе – 2020 // Фонд Михаила Прохорова. URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/contest/84/ (дата обращения: 20.11.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Артемьева Е.Б., Вихрева Г.М., Федотова О.П. Научная библиотека в контексте гуманитаризации высшего профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):45-54. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-22

For citation: Artemyeva E.B., Vikhreva G.M., Fedotova O.P. Scientific library in the context of humanitarization of higher professional education. Professional education in the modern world. 2021;11(1):45-54. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-22

Просмотров: 249

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)