Проблема стресса инноваций в высшем образовании
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-7
Аннотация
Об авторах
М. Р. АрпентьеваРоссия
доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии
образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, педагог-психоло
Российская Федерация, 248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26
А. И. Тащёва
Россия
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности
и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
С. В. Гриднева
Россия
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Список литературы
1. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 16–30. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120102.
2. Авксененко Т. Н. Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов // Вестник университета. 2014. № 15. С. 219–222.
3. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3. С. 3–21.
4. Мирошниченко А. А. Комплексная оценка деятельности учителя как условие профилактики дидактогении // Вопросы психического здоровья детей и подростков.
5. Т. 17, № S2. С. 162–163.
6. Наумцева Ю. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методы // Организационная психология. 2016. Т. 6, № 2. C. 55–74.
7. Панферов В. Н., Безгодова С. А., Васильева С. В., Иванов А. С., Микляева А. В. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 127–143. DOI: https://doi.org/ 10.17759/sps.2020110108.
8. Пуляева В. Н., Неврюев А. Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 2. С. 19–32. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250202.
9. Шарыпова Т. Н., Забейворота М. В. Социальнопсихологические и профессиональные риски психологического «выгорания», как фактор возникновения внутриличностного конфликта // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 3. С. 237–241.
10. Hascher T., Hadjar A. School alienation – theoretical approaches and educational research // Educational Research. 2018. Vol. 60, № 2. P. 171–188. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2018.1443021.
11. Pampaka M., Pepin B., Sikko S. A. Supporting or alienating students during their transition to Higher Education: Mathematically relevant trajectories in the contexts of England and Norway // International Journal of Educational Research. 2016. Vol. 79. P. 240–257. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijer.2016.06.008.
12. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4130–4145. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200323.
13. Кунаковская Л. А., Гайдар К. М., Арпентьева М. Р. Стресс инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 29, № 4. С. 56–67. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-17
14. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс : метод. пособие для руководителей образоват. учреждений. Москва : Новая шк., 1994. 62 с.
15. Абакумова И. В. Смыслообразование в учебном процессе : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростовна-Дону, 2003. 44 с.
16. Колесина К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 36 с.
17. Фоменко В. Т. Исходные логические структуры процесса обучения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1994. 64 с.
18. Ангеловский К. Учителя и инновации : кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1991. 159 с.
19. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York : Simon and Schuster, 2003. 576 p.
20. Еременко С. А., Попова В. В. Роль психологического консультирования при коррекции профессионального выгорания работников социальной сферы // Вестник Иркутского университета. 2019. № 22. С. 78–79.
21. Загашев И. О. Психологические аспекты готовности к инновациям у преподавателей высшей школы и качество управления инновациями // Вестник СевероЗападного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова. 2008. № 2. С. 105–107.
22. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Современное высшее образование. 2006. № 8. С. 20–26.
23. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Москва : Эксперимент, 1995. 176 с.
24. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Образовательные инновации и реформы глазами учителей и преподавателей: краткий обзор социологического исследования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. C. 221–226.
25. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J. E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of wellpropagated teaching innovations in undergraduate STEM // International Journal of STEM Education, 2017. Vol. 4, art. 2. P. 1–10. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40594-017-0056-5.
26. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the knowledge society // Entrepreneurship and knowledge. New York, 2015. P. 117–158. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315795638.
27. Rerke V. I., Bubnova I. S., Tatarinova L.V., Zhigalova O. V., Gordina O. V., Gordin A. I. Motivational readiness of teachers to innovate in educational organization: psychological aspect // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40, № 26. P. 1–7. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n26/a19v40n26p08.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
28. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1989. 205 с.
29. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва : Магистр, 1997. 224 с.
30. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 81–86.
31. Ушаков К. М. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996. № 5. С. 3–6.
32. Стрюкова Г. А. Профилактика профессионального выгорания: психологическое просвещение педагогов по проблемам самоактуализации // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 1–3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN619.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
33. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознания студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л. А. Петровской. Саарбрюккен : Lambert Acad. Publ., 2012. 632 с.
34. Herlofsen P. Group treatment in the aftermath of trauma // Balliere’s Clinical Psychiatry. 1996. Vol. 2. P. 315–328.
35. Bennis W. G. On Becoming a Leader. New York : Basic Books, 2009. 304 p.
36. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва : Луч, 2018. 640 с.
37. Klarin M. V. Conceptual challenges in understanding innovative education in organizational context // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2016. Vol. 4, № 1. P. 79–84.
38. Jonker J. Toolbook for organizational change. A practical approach for managers. London : Van Gorcum and Comp BV, 1995. 260 p.
39. Брунер Дж. Процесс обучения пересмотрен // Phi Delta Kappan. 1971. Вып. 53, № 1. С. 18–21.
40. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. 312 с.
41. Bruner J. S. Toward a theory of instruction. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1966. 156 р.
42. Гайдар К. М., Малютина О. П. Особенности профессионального выгорания преподавателя высшей школы в современных условиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 2. С. 27–30.
43. Кунаковская Л. А. Деструктивные проявления в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 78–82.
44. Кунаковская Л. А., Охрименко Т. В. Психологопедагогическая подготовка сотрудников службы «Няня на час» к взаимодействию с дошкольниками и младшими школьниками // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 116–119.
45. Кунаковская Л. А. Самосовершенствование педагога высшей школы // Педагогическая образование и наука. 2014. № 6. С. 89–93.
46. Кунаковская Л. А. Профессиональная рефлексия как фактор самосовершенствования педагога. Воронеж : ЦНТИ, 2015. 204 с.
47. Kassymova G. К., Tokar O. V., Tashcheva A. I., Slepukhina G. V., Gridneva S.V., Bazhenova N. G., Shpakovskaya E.Yu., Arpentieva M. R. Impact of stress on creative human resources and psychological counseling in crises // International Journal of Education and Information Technologies. 2019. Vol. 13, № 1. P. 26–32.
48. Бадалов А. А., Бровкина С. Н., Арпентьева М. Р., Калинин С. С., Касымова Г. К. Архетип интеллектуальной деятельности: современная методология дескрипции протофеномена // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 1. С. 1–16. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090101.
49. Arpentieva M. R., Gorelova I. V., Kassymova K. G., Lavrinenko S. V., Shumova K. A., Malinichev D. M., Simonov V. L., Kosov A. V., Garbuzova G. V., Stepanova O. P. Human resource management and dynamic capabilities of educational enterprises: psychological, social and economical aspects // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. Vol. 1, № 383. P. 242–254. DOI: https://doi.org/10.32014/2020.2518-1467.30.
50. Kassymova G. K., Lavrinenko S. V, Kraynova E. R., Gasanova R. R., Kamenskaya E. N., Kosov A. V., Arpentieva M. R., Gorelova I. V. Modern concepts and archetypes of the management in education: psychological, social and economical aspects // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. Vol. 2, № 384. P. 194–204. DOI: https://doi.org/10.32014/2020.2518-1467.59.
51. Kenzhaliyev O. B., Ilmaliyev Zh. B., Triyono B. M., Minghat A. D., Arpentieva M. R., Kassymova G. K. Commercialization of research and development results as the economy growth factor of the Republic of Kazakhstan // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. Vol. 29, № 7s. P. 18–28.
52. Triyono B. M., Mohib N., Kassymova G. K., Pratama G. N. I. P., Adinda D., Arpentieva M. R. The profile improvement of vocational school teachers’ competencies // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 151–158. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-151-158.
53. Kassymova K. G., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Lavrinenko S. V., Arpentieva M. R., Kenzhaliyev B. K., Kosherbayeva A. N., Kosov A. V., Duvalina O. N. Integrative model of student and teacher stress coping: the correction of relations in educational, professional and personal interaction. Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3, № 379. P. 2–11. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.53.
54. Афанасенко И. В., Тащёва А. И., Габдулина Л. И. Ценностные ориентации в связи с социальной фрустрированностью обучающихся и работающих молодых мужчин и женщин // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 172–183.
55. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону : Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 342 с.
56. Tashcheva A. I., Gridneva (Bedredinova) S. V. Psychological and pedagogical support of adolescents with addictions and co-addictions // Integrative approach in the prevention of addictions in the youth environment : materials of the III Intern. sci. forum (Rostov-on-Don, Dec. 1–2, 2016). Rostov-on-Don, 2016. P. 180–187.
57. Actual problem of the practical psychology education Vol. 12. Academic psychological counseling: psychological support for education / ed. by M. R. Arpentieva [et al.]. Toronto : Altaspera Publ., 2019. 230 p.
58. Afanasenko I. V., Tashcheva A. I., Gabdulina L. I. System of values of the youth in the light of its social frustration // The Social Sciences. 2015. № 10. P. 1287–1290.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Проблема стресса инноваций в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):61-73. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-7
For citation: Arpentieva M.R., Tashcheva A.I., Gridneva S.V. The problem of the innovation stress in higher education. Professional education in the modern world. 2021;11(2):61-73. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-7
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.