Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-6

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме, которая связана с активным внедрением цифровых технологий в образовательный процесс на фоне сложившейся из-за пандемии ситуации в мире. Цели статьи – выявление вовлечения в образовательный процесс  студентов в дистанционной образовательной среде, а также ориентирование образовательного процесса в сторону дистанционной цифровой среды. Использование  информационно-коммуникационных технологий в настоящее время является весьма  предпочтительным в сфере образования. Новые методы преподавания активно применяются в образовательном процессе, особенно в области цифровой трансформации  всех уровней образования. Дистанционное образование сегодня становится многогранным пластом, исследования которого призваны удовлетворить потребность в его применении в  сфере образования. Методологической основой исследования выступают актуальные  концепции цифровой образовательной среды, а также теории информационного общества; анализ литературы и взглядов современников на внедрение цифровых технологий в образовательный процесс и влияние информационнокоммуникационных технологий на  вовлечение студентов в образовательный процесс. Студенты используют в своей деятельности различные цифровые устройства: мобильные телефоны, планшеты,  компьютеры и большое количество компьютерных приложений. Различные школьные  информационные системы удобны для всех участников образовательного процесса. Эмпирическое исследование проводилось посредством следующих методов: анкетирования, дискуссии, интервью. В статье мы ориентируемся на осмысление педагогической ситуации и приобретение опыта преподавателями с использованием цифровых технологий. Учащиеся  должны усвоить при поддержке цифрового обучения, что цифровые технологии – отличный способ открывать и создавать новые вещи. В нашей статье обсуждаются  основные модели использования ИКТ в образовательном процессе; помимо разновидностей учитываются их свойства и инструкции для применения.

Об авторах

Г. А. Колоскова
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева
Россия

магистрант

Российская Федерация, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49



Р. Ю. Колосков
Государственный университет управления
Россия

магистрант

Российская Федерация, 109542, Москва, Рязанский пр., 99, стр. 4



И. М. Лямина
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева
Россия

старший преподаватель иностранных языков Лингвистического образовательного центра «Лингва-МСХА»

Российская Федерация, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49



Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. Москва: Academia, 1999. 386 с.

2. Готская И. Б. Массовые открытые онлайн курсы: опыт реализации, проблемы и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 4. С. 96–100.

3. Ангелова О. Ю., Подольская О. Ю. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт. 2016. № 2. С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/ 2016/16026.htm (дата обращения: 27.08.20).

4. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1. С. 89–97.

5. Owens J., De St. Croix T. Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68, no 4. P. 1–21. DOI: 10.1080/ 00071005.2019.1708863.

6. Jin J., Ball S. J. Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British Journal of the Sociology of Education. 2020. Vol. 41, № 1. P. 64–79. DOI: 10.1080/01 425 692.2019.1 665 496.

7. Koutsouris G., Anglin-Jaffe H., Stentiford L. How well do we understand social inclusion in education? // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68, № 2. P. 179–196. DOI: 10.1080/00071005.2019.1658861.

8. Федулина С. Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. URL: http://www.rusnauka. com/17_APSN_2013/ Pedagogica/4_141554.doc.htm (дата обращения: 27.08.20).

9. Цыганкова В. Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-курсов) // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 3. С. 523–532. DOI: https://doi: 10.18334/ce.13.3.39 958.

10. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.

11. Гладышев А. А., Гладышева А. А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3508–3519. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200114.

12. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200104.

13. Власкин А. В. Проблема утраты смысла и ее влияние на современные информационные коммуникации // Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций: Четвертый Сибир. философ. семинар (Омск, 15–17 окт. 2014 г.) Омск, 2014. С. 162–165.

14. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583–592.

15. Трашкова С. М. Информационные технологии в образовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 47–51.

16. Трашкова С. М., Рахинский Д. В. Образовательная политика и вопросы качества образования // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы : сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2012. С. 254–258.

17. Шеховцев А. Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов : Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1998. 176 с.

18. Яковлева И. В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2443–2450.

19. Musat R. P., Mineev V. V., Neskryabina O. F., Panasenko G. V., Maksimov S. V., Rakhinsky D. V. The artistic worldview in the context of sociocultural realia // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8, № 23. P. 350–357.

20. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Коммодификация образования: процессы и результаты / Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2406–2420.

21. Kudashov V. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P., Grigoreva L. I., Pfanenshtil I. A., Rakhinsky D. V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele Universitatii din Craiova. Seria Istorie. 2017. Т. 22, № 1. P. 139–147.

22. Kuhn L. Complexity and educational research: a critical reflection // Сomplexity theory and philosophy of education. Chichester: Wiley Blackwell, 2008. P. 169–180.

23. Morrison K. Complexity theory and education // Asia Pacific Education Research Association annual conference (November 28–30 2006). Hong Kong, 2006. P. 1–12.

24. Nicolescu B. Methodology of transdisciplinarity – levels of reality, logic of the included middle and complexity // Transdisciplinary Journal of Engineering & Science. 2010. Vol. 1, № 1. P. 19–38.

25. Vega V., Robb M. B. The Common sense census: inside the 21st-century classroom. San Francisco : Common Sense Media, 2019. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/thecommonsense-census-inside-the-21stcentury-classroom-2019 (дата обращения: 05.09.2019).

26. Сегал А. П. «Цифра» и «цифровое общество» как симулякры XXI века (о терминологической строгости при описании процессов коммуникации) // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 3. С. 2898–2908.

27. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. Москва, 2007. C. 24–96.

28. Нетесов С.В. Формирование нового типа профессионала – задача инновационного общества // Инновационный человек и инновационное общество / под ред. В. И. Супруна. Новосибирск, 2012. С. 298–308.

29. Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как реальность и виртуальность // Философия образования. 2010. № 1. С. 50–55.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Колоскова Г.А., Колосков Р.Ю., Лямина И.М. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):52-60. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-6

For citation: Koloskova G.A., Koloskov R.Y., Lyamina I.M. Applying the information and communication technologies in the educational process. Professional education in the modern world. 2021;11(2):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-6

Просмотров: 286

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)