Необходимость реформирования системы отечественного высшего образования как ответ на вызовы современного общества


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-5

Полный текст:




Аннотация

Рассмотрены проблемы развития системы отечественного высшего образования в современных условиях, определяющих необходимость его реформирования. Показано, что эти проблемы, как и во многих областях национального социально-экономического развития, носят комплексный характер, обусловленный серьезной утратой лучших традиций советской высшей школы, неправомерным копированием нелучших образцов зарубежного опыта, существенной разбалансировкой в системе взаимосвязей науки,  высшего образования и производства (хозяйственной деятельности) на отечественном  пространстве. Выделены ключевые проблемы развития системы отечественного высшего образования и показаны основные направления его реформирования, отвечающие вызовам современного общества и потребностям общества будущего. Показано, что необходимость  реформирования системы отечественного высшего образования как ответ на вызовы современного общества сегодня определяется настоятельностью одновременного  осуществления в системе отечественного высшего образования всех инновационных изменений, присущих инновациям, по Й. Шумпетеру, включая необходимость изменения  подхода к отбору контингента обучаемых, способствующего отбору в вузы наиболее способной и талантливой молодежи; радиальное изменение в результате смены технологических укладов состава производимой продукции (товаров, работ, услуг), требующее адекватного изменения подготовки кадров в вузах; интенсивное развитие образовательных технологий, обусловленное новыми возможностями, предоставляемыми информационными технологиями; целесообразное изменение организационных структур в системе высшего образования, обусловленное возможностями цифровизации; изменение характера взаимодействия звена «государство – вуз», вынуждающее вузы в силу  изменившихся рыночных условий готовить выпускников-универсалов, поскольку возможности трудоустройства по той или иной профессии для выпускников российских вузов стали носить вероятностный характер. Предложен алгоритм формирования нового методологического подхода адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием сквозных цифровых технологий, заключающегося в разработке концепции адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием сквозных цифровых технологий.

Об авторах

А. В. Тебекин
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России
Россия

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный
работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента

Российская Федерация, 143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3



Л. И. Сурат
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа»
Россия

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента

Российская Федерация, 121170, Москва, Кутузовский пр., 34, стр. 14



Список литературы

1. Серяков Г. Н., Тебекин А. В. Оценка характера дифференциации и преемственности этапов и фаз технологических укладов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 8–17.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т. 5. Москва : Гос. изд-во полит. лит., 1956. 643 с.

3. Маркс К. К критике политической экономии // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : Гос. изд-во полит. лит., 1961. Т. 13. С. 8.

4. Мао Ц. Избранные произведения. Т. 1. Москва: Изд-во иностр. лит., 1952. 536 с.

5. Сталин И. В. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. Москва : Госполитиздат, 1952. 611 с.

6. Ломакин О. Е., Тебекин А. В. Концепция инновационного развития непрерывного образования // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 20–23.

7. Тебекин А. В. Анализ процессов инновационного развития образовательных платформ в системе непрерывного образования // Инновации. 2014. № 5. С. 68–72.

8. Паспорт специальности ВАК 13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования. URL: http://teacode.com/online/vak/p13-00-01.html (дата обращения: 12.01.2021).

9. Серяков Г. Н., Тебекин А. В. Теоретикометодические основы исследования технологических укладов экономики. Москва, 2017. 83 c.

10. Егорова А. А., Тебекин А. В., Тебекин П. А. Анализ перспектив развития национальной экономики при внедрении сквозных цифровых технологий // Журнал экономических исследований. 2020. Т. 6, № 4. С. 3–18.

11. Тебекин А. В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2558–2566.

12. Тебекин А. В. Инновационный менеджмент : учеб. для бакалавров. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2020. 481 c.

13. Ломакин О. Е., Тебекин А. В. О возможностях развития системы непрерывного профессионального образования с использованием ключей обеспечения эффективности Ивао Кобаяси // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 3. С. 97–109.

14. Bakhtiari S., Shajar H. Globalization and education: challenges and opportunities // International Business & Economics Research Journal. 2011. Vol. 5, № 2. P. 95–101.

15. Majhanovich S. (eds.). Effects of globalization on education systems and development. Debates and issues. Sense Publ., 2016. 172 p.

16. Опрос: доля россиян с доходом ниже 15 тысяч рублей возросла почти до 45%. URL: https://ria.ru/20200707/1573989762.html (дата обращения: 12.01.2021).

17. Россия: как ЕГЭ за 10 лет отразился на образовании (Eurasianet, США). URL: https://inosmi.ru/social/20190606/245224678.html (дата обращения: 12.01.2021).

18. Schumpeter J. A. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. Leipzig : Duncker & Humblot, 1912. 548 р.

19. Zankovsky A., Surat L. Digital economy and psychology. Information Models and Analyses. 2018.

20. Т. 7, № 1. С. 12–19.

21. Glazek S. D., Sarason S. B. Productive learning: science, art, and Einstein’s relativity in education reform. New York : SAGE Publ. 2007. 280 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тебекин А.В., Сурат Л.И. Необходимость реформирования системы отечественного высшего образования как ответ на вызовы современного общества. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):43-51. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-5

For citation: Tebekin A.V., Surat L.I. The need to reform the national higher education system as a response to the modern society challenges. Professional education in the modern world. 2021;11(2):43-51. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-5

Просмотров: 583

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)