Идея сложности и современная метафизика образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-3

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена анализу значения философской концептуализации сложности для развития современных метафизических моделей образования. Основной целью стало выявление функциональной значимости идеи сложности в развитии современной философии образования. В настоящем исследовании определены общие тенденции влияния идеи сложности, проявляющиеся в контексте метафизики образования. Для конкретизации рассмотрения понятие метафизического используется в значении, заданном М. Вартофским, то есть основанном на синонимизации терминов «метафизический» и «онтологический», характеризующих высказывания о природе реальности. Метафизические модели образования, рассматриваемые в настоящей статье, – это совокупность высказываний, представляющая определенные способы рассуждения о  действительности образования, его сущностном характере и взаимосвязях с иными  контекстами реальности. В статье предложено и развито два возможных направления рассмотрения этой проблематики: 1) анализ понятийнокатегориальных и иных средств,  используемых для концептуализации сложности, осуществленных в метафизических  исследованиях образования; 2) осмысление влияния идеи сложности на развитие  современной философской рефлексии образования. Показана гетерономичность проблематики осмысления сложности в философии: описываются некоторые тенденции, существующие в определении семантики понятия «сложность» и формировании контекста  его осмысления. В частности, анализируются некоторые теоретические разночтения в работах Э. Морена и Ж. Эллюля, а также разноплановый характер средств, с помощью  которых строится обсуждение философской рефлексии сложности. Авторами осмысляются  различные следствия актуализации идеи сложности в контексте философии образования. В их числе выделяются трансформации аксиологии образования, теоретико-методологические новации в области научного исследования образовательной реальности,  а также возникновение новых способов понимания сущности и задач современной философии образования.

Об авторах

А. В. Думов
Сибирский федеральный университет
Россия

студент III курса бакалавриата, кафедра философии, Гуманитарный институт

Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82А



В. И. Кудашов
Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук

Российская Федерация, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка,1



Список литературы

1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. Москва : Прогресс, 1988. 507 с.

2. Морен Э. Метод. Природа природы. Москва: Канон + РООИ «Реабилитация», 2013. 464 с.

3. Морен Э. О сложностности. Москва : Ин-т общегуманитар. исслед., 2019. 272 с.

4. Cilliers P. Complexity and postmodernism: understanding complex systems. London : Routledge, 1998. 168 p.

5. Woermann M. Bridging complexity and poststructuralism. Insights and implications. Cham : Springer Intern. Publ., 2016. 216 p. DOI 10.1007/978-3-319-39047-5.

6. Kuhn L. Complexity and educational research: a critical reflection // Complexity theory and Philosophy of Education. Chichester, 2008. P. 169–180.

7. Ellul J. The technological system. New York : Continuum, 1980. 362 p.

8. Баксанский О. Е. Понятие сложности мира: современная философия образования // Философия науки. 2013. Т. 18, № 1. С. 245–265.

9. Campbell C. Educating semiosis: foundational concepts for an ecological edusemiotic // Studies in Philosophy and Education. 2019. Vol. 38. P. 291–317. DOI: 10.1007/s11217-018-9617-4.

10. Winchester I., Manery R. Conceptual analysis in the contemporary educational landscape // Philosophical Inquiry in Education. 2019. Vol. 26, № 2. P. 113–116. DOI: https://doi.org/10.7202/1071433ar.

11. Salo P., Heikkinen H. L. T. Slow science: research and teaching for sustainable praxis // Confero. 2018. Vol. 6, № 1. P. 87–111. DOI: 10.3384/confero.2001-4562.181130.

12. Lappalainen J. H. The formation of thinking // Confero. 2020. Vol. 7, № 1. P. 87–111. DOI: 10.3384/confero.2001-4562.200616.

13. Terzi L. On educational excellence // Philosophical Inquiry in Education. 2020. Vol. 27, № 2. P. 92–105.

14. Nelson R. To be creative, education must become bifocal // Philosophical Inquiry in Education. 2018. Vol. 25, № 2. P. 221–225.

15. Naot-Ofarim Y., Solomonic S. Educational polyphony // Studies in Philosophy and Education. 2016. Vol. 35. P. 385–397. DOI: 10.1007/s11217-015-9491-2.

16. Szkudlarek T., Zamojski P. Education and ignorance: between the noun of knowledge and the verb of thinking // Studies in Philosophy and Education. 2020. Vol. 39. P. 577–590 DOI: 10.1007/s11217-020-09718-9.

17. Bakker C. Professionalization and the quest how to deal with complexity // Complexity in Education. From Horror to Passion. Rotterdam, 2016. P. 9–29.

18. Van der Zande E. Passio complexitatis: a dialogical approach to complexity // Complexity in Education. From Horror to Passion. Rotterdam, 2016. P. 121–146.

19. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1. С. 17–26.

20. Больцано Б. Учение о науке. Санкт-Петербург: Наука, 2003. 518 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Думов А.В., Кудашов В.И. Идея сложности и современная метафизика образования. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):24-32. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-3

For citation: Dumov A.V., Kudashov V.I. The idea of complexity and contemporary metaphysics of education. Professional education in the modern world. 2021;11(2):24-32. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-3

Просмотров: 331

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)