Дистанционное обучение: от каталепсии к метаморфозису


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-2

Полный текст:




Аннотация

Тема настоящей статьи может быть сформулирована предельно кратко: как изменилось (и изменилось ли) отношение к дистанционному обучению у основных субъектов образовательного взаимодействия? Ответ на этот вопрос авторы хотят получить двумя путями: посредством анализа того, что собой представляет дистанционное обучение и каково его место в современной системе образования (теоретический анализ); с помощью статистики, которая (хотя бы частично) позволит составить приблизительную рефлексию статуса дистанционного обучения у студентов 1 и 2 курсов, обучающихся в Сибирском федеральном университете (СФУ). Эпоха дистанционного обучения (ДО) 1.0. быстро сменяется эпохой 2.0. Если у первой эпохи основными методами были корреспондентские,  кейсовые, вахтовые, радио- и теле-, затем сетевые взаимодействия, то для 2.0. становится  возможным эффект виртуального (в том числе и голографически визуализированного) присутствия преподавателя с таким же эффектом, как и у образовательного взаимодействия в традиционной классно-урочной системе. Теоретическая рефлексия выразилась во взаимном и последовательном снятии трех концептов: от  бихевиоризма через конструктивизм к коннективизму. При этом в смысловом содержании образовательного взаимодействия происходит соответствующий переход от  организационного (и зачастую принудительного) обучения через обучение как  самоорганизации к обучению, смыслом которого становится не само знание, а способность к поиску необходимой информации и ее фильтрации. Авторы, опираясь на эти методологические тезисы, сделали попытку выявить основные сложности, с которыми сталкиваются студенты вузов как субъекты образовательных практик в условиях перехода  к дистанционному обучению 2.0. и его преобразованию в образовательную экосистему.  Гипотеза, сформулированная перед началом опроса, состояла в том, что в условиях пандемии, обусловившей тотальность и вынужденность перехода, а также модернизацию технической составляющей образования, определяющим условием стала психологическая подготовленность к этому переходу. Фактически дистанционное онлайн-обучение началось в нашей стране лет десять назад, а резкость рывка в направлении его развития предопределила психологическую напряженность. Выводы, полученные в результате исследования, подтвердили эту гипотезу лишь частично: педагогическое  сообщество оказалось менее лабильно к переходу, нежели студенческое. Но вместе с тем  статистика дает ряд интересных нюансов, связанных с неравенством возможностей городских и сельских абитуриентов при поступлении в СФУ, разницей в эффективности форм их взаимодействия в системе «преподаватель – студент» и др. Эти нюансы  подтвердили тезис о том, что психологическая готовность к внедрению, освоению и  развитию онлайн-образования в форме 2.0. требуется в первую очередь от педагогического сообщества, а разница в уровне ответственности за качество образовательных практик (как предоставленных, так и субъективированных) между преподавателями и студентами может  составлять существенную величину.

Об авторах

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии

Российская Федерация, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149



И. Г. Борисенко
Сибирский федеральный университет
Россия

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры прикладной механики Политехнического института

Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26А, корпус 15 (Д)



Список литературы

1. Winchester I., Manery R. Conceptual analysis in the contemporary educational landscape // Philosophical Inquiry in Education. 2019. Vol. 26, № 2. P. 113–116. DOI: https://org/10/7202/1071433ar.

2. Tersi L. On educational excellence // Philosophical Inquiry in Education. 2020. Vol. 27, № 2. P. 92–105.

3. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху: пер. с англ. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 224 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1518-1.

4. Исследование по сравнительному образованию: подходы и методы. 2-е изд. / под ред. М. Брэя [и др.]. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. 472 с. DOI: 10.17323/9785-5-7598-1790-1.

5. ICSIT-2020 : 11th International conference on society and information technologies (Orlando, Florida, 10–13 Match 2020). URL: http://toc.proceedings.com/54136wbtoc.pdf (дата обращения: 28.11.2020).

6. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Т. Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 156–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167.

7. Сторожева С. П., Струкова Е. Г., Шилин Р. Д. Коммуникационные практики сохранения контингента студентов в системе дистанционного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4190–4201. DOI: //https://doi.org/10/20913/2618-7515-2020-4-03.

8. Kidley M., Ran G., Schibch F., Patel V. Poverty, depression, and anxiety. Cansal evidence and mechanisms // Science. 2020. Vol. 370, no. 6522, art. 0214. P. 3–14. DOI: 10.116/science, aay0214.

9. Дунаевский В. В., Кузнецов А. В. Кататония – эволюция взглядов и современные представления (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2019. № 4-2. С. 29–40. DOI: 10.31363/2313-7053-2019-4-2-29-40.

10. Блейэр Э. Руководство по психиатрии. Москва : Независимая психиатр. ассоц. 1993. С. 36. 573 с.

11. Иванов М. А. Метаморфоза // Новая философская энциклопедия. URL: https://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/fc/slovar-204-3.htm#zag-1939 (дата обращения: 14.05.2021).

12. Петухова А. Наука о дистанционном обучении. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574683 (дата обращения: 28.11.2020).

13. Кравченко С. А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 48–57. DOI: 10.31857/so13216250006186-7.

14. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы // Boston Consalting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization (дата обращения: 12.08.2020).

15. Шпицер М. Анти-мозг. Цифровые технологии и мозг : пер. с англ. Москва : АСТ, 2013. 288 с.

16. Четверикова О. Н. Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар. Москва : Кн. мир, 2020. 384 с.

17. Курпатов А. В. Четвертая мировая война. Будущее уж рядом! Санкт-Петербург : Дом Печати Изд-ва книготорговли «Капитал», 2019. 400 с.

18. Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 17–18 дек. 2019 г.). Чебоксары, 2020. С. 254–258. DOI: 10.31483/r-53748.

19. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, Н. Д. Фрумина. Москва : Высш. шк. экономики, 2019. 343 с. DOI: 10.17323/975-5-7598-1990-5.

20. Колесникова Н. А. Постпедагогический синдром эпохи постмодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8/9. С. 67–82. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.

21. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. Москва : Готика, 2005. 367 с.

22. Гершунский Б. С. Философия образования : учеб. пособие. Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. 427 с.

23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ : (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140147/ (дата обращения: 28.11.2020).

24. Борисенко И. Г., Черных С. И. Виртуализация отечественного образовательного пространства. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. 262 с.

25. В чем разница между онлайн- и офлайнобучением? // Наукадеми. URL: https://naukademy.ru/news/v-chem-raznisa-mezhdu-onlayn-i-oflayn-obucheniem/ (дата обращения: 28.11.2020).

26. Хорн М., Стейкер Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования. Сан-Франциско : Jossey-Bass, 2015. 343 с.

27. Черных С. И., Борисенко И. Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20.

28. Chernykh S. I., Borisenko I. G. The transformation of trust under conditions of instability of educational interactions // Advances in natural, human-made, and coupled human-natural systems research. Cham, 2021. Vol. 1. P. 697–706.

29. Черных С. И., Борисенко И. Г. Изменение экосистемы образования в условиях турбулентного социума // Высшее образование в современном мире: история и перспективы. Москва, 2020. С. 83–95.

30. Крол А. Будущая система образования 2.0 // Интерактивное образование. 2017. № 1. С. 20–27.

31. Долинская В. В., Слесарёв В. Л. Практикоориентированное образование: проблемы и пути их решения // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 10. С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2016.26.10.006-017.

32. Олесова М. М. Применение практикоориентированных технологий обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-2. С. 201–204.

33. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. № 2. С. 32–59. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59.

34. Хамидулин В. С. Модернизация модели проектноориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 135–149. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149.

35. Спиридонов М. Никогда образование так сильно не пахло деньгами: как 2020 год изменил рынок обучения // Forbes. URL: https://forbes.ru/karera-i-svoybiznes/416709-nikogda-obrazovanie-tak-silno-ne-pahlodendami-kak-2020-god-izmenil (дата обращения: 28.11.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И., Борисенко И.Г. Дистанционное обучение: от каталепсии к метаморфозису. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):11-23. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-2

For citation: Chernykh S.I., Borisenko I.G. Distance learning: from catalepsy to metamorphosis. Professional education in the modern world. 2021;11(2):11-23. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-2

Просмотров: 389

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)