Ранговый анализ в оценке валидности олимпиадных заданий
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-14
Аннотация
Ранговый анализ (ценологический подход), опирающийся на строгий математический аппарат, позволяет на научной объективной основе проводить диагностику состояния образовательных систем и процессов. В основе рангового анализа – применение закона гиперболического рангового распределения объектов в системах-ценозах, являющегося уточнённым законом Парето 20/80 (закон Парето-Кудрина). На примере использования рангового анализа в оценке валидности олимпиадных заданий всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» показана необходимость внедрения рангового анализа в практику управления качеством образования. Показано, этот закон важно и целесообразно применять в управлении качеством образования. Оптимизация образовательных систем и процессов с помощью рангового анализа заключается в устранении аномальных отклонений от гиперболического закона, что возможно лишь при графической визуализации рангового распределения и его аппроксимации. График рангового распределения обеспечивает наглядность и представление о характере рангового убывания. Недочёты в содержании олимпиадных (а также тестовых) заданий, дающие ухудшение их валидности и надежности, проявляются в виде искажений гиперболического графика (горбы, впадины, хвосты, вырождение гиперболы в другие зависимости). Проводимый на научной основе, ранговый анализ позволяет объективно выделять несколько уровней валидности олимпиадных или тестовых заданий. Приведены графики ранговых распределений, иллюстрирующие примеры высокой (естественно-научное направление) и ниже средней (история) валидностей олимпиадных заданий. Образовательные системы являются ценозами, объекты ранжирования в них – учащиеся, классы, школы и т. д., а их ранжируемые параметры – это успеваемость, рейтинг в баллах, показатели эффективности и т. п. Применение несложного математического аппарата рангового анализа и компьютерных программ выводят технологии оценки качества образования на более высокий уровень, отвечающий вызовам времени.
Об авторах
Р. В. ГуринаРоссия
Гурина Роза Викторовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физических методов в прикладных исследованиях, инженерно-физический факультет высоких технологий
Российская Федерация, 432000, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Е. В. Морозова
Россия
Морозова Екатерина Владимировна – кандидат физико-математических наук, кафедра физических методов в прикладных исследованиях, инженерно-физический факультет высоких технологий
Российская Федерация, 432000, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
В. В. Кошева
Россия
Кошева Вилена Вячеславовна – аспирант кафедры физического материаловедения, инженерно-физический факультет высоких технологий
Российская Федерация, 432000, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Список литературы
1. Гурина Р. В., Евсеев Д. А. Ранговый анализ, или ценологический подход, в методологии прикладных исследований. Ульяновск: УлГУ, 2018. 287 с.
2. Гурина Р. В. Ранговый анализ образовательных систем (ценологический подход): метод. рекомендации для работников образования. Москва: Технетика, 2006. 40 с.
3. Гурина Р. В. Ценологические исследования педагогических образовательных систем // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 133–138.
4. Гурина Р. В. Метод рангового анализа и закон разнообразия в педагогике // Педагогический журнал Башкортостана. 2013, № 3/4. С. 111–122.
5. Гурина Р. В., Бедаш В. В. Метод рангового анализа в управлении качеством образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. С. 108–111.
6. Гурина Р. В., Бедаш В. В. Законы социальной сферы // Евразийский Союз учёных. 2014. № 8. С. 16–20.
7. Гурина Р. В., Морозова Е. В. Ценология – учение о ценозах разной природы // Образовательные технологии. 2020. № 1. С. 40–49.
8. Кох Р. Закон Парето или принцип 80/20 // Общая и прикладная ценология. 2007. № 4. С. 76–79.
9. Любищев А. А. Расцвет и упадок цивилизаций (предварительный набросок). Ульяновск; Самара, 1993. 131 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гурина Р.В., Морозова Е.В., Кошева В.В. Ранговый анализ в оценке валидности олимпиадных заданий. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4302-4309. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-14
For citation: Gurina R.V., Morozova E.V., Kosheva V.V. Rank analysis in evaluating the validity of olympiad tasks. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4302-4309. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.