О методологических подходах при разработке образовательных программ в системе «школа – вуз» с учетом преемственности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-04
Аннотация
Цель статьи. Определение основ преемственности образовательных программ высшего педагогического и общего среднего образования в условиях обновления среднего образования.
Методология и методики исследования. По теме исследования проведение аналитического и сопоставительного изучения и анализа философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы, нормативных правовых документов, прогнозирование, обобщение и выводы.
Результаты. Определены методологические подходы, определяющие основы преемственности образовательных программ в системе «школа – вуз». Определены структурно-содержательные особенности образовательных учебных программ среднего и высшего образования в Республике Казахстан, методологические основы проектирования образовательных программ. В целях сохранения и совершенствования преемственности при подготовке учителей по естественно-научным направлениям высшим учебным заведениям предложены рекомендации по разработке образовательных программ и модульных учебных планов на основе изучения и анализа действующих программ. Определены дидактические принципы обеспечения преемственности образовательных программ среднего и высшего педагогического образования, составлена матрица по определению содержания образования. Научная новизна. В рамках обновления содержания среднего образования данное исследование является первой системной работой по обеспечению преемственности естественно-научного педагогического образования в системе «школа – вуз». Практическая значимость. В целях повышения качества подготовки будущих учителей по естественно-научным направлениям разработаны рекомендации по совершенствованию содержания образовательных программ на основе соблюдения преемственности, которые могут быть основой разработки теоретических и методологических основ обеспечения преемственности естественно-научного образования.
Об авторах
Ш. М. ШуиншинаРоссия
Шуиншина Шолпан Мырзакасымовна – кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Нур-Султан
Е. А. Альпеисов
Россия
Альпеисов Есенбай Ашималиевич – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник
Нур-Султан
Е. А. Туяков
Россия
Туяков Есенкельды Алыбаевич – кандидат педагогических наук, доцент
Алматы
Б. С. Ахметова
Россия
Ахметова Ботагоз Саликовна – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник
Нур-Султан
Д. Е. Куатбаева
Россия
Куатбаева Д. Е. – докторант
Алматы
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 2007 года 27 июля №319‑III (с изменениями и дополнениями) // Kodeksy-kz.com. URL: https://kodeksy-kz.com/ka/ob_obrazovanii.htm (дата обращения: 24.11.20).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов соответствующих уровней образования» // Департамент по контролю в сфере образования г. Нурсултан. URL: http://astanacontrol.gov.kz/wpcontent/uploads/2015/07/1080_goso_rus.pdf (дата обращения: 24.11.20).
3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» // Əдiлет: информ.‑правовая система норматив. правовых актов Респ. Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1 800 017 669 (дата обращения: 24.11.20).
4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (с изменениями и дополнениями) // Əдiлет: информ.‑правовая система норматив. правовых актов Респ. Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1 600 013 619 (дата обращения: 24.11.20).
5. Методические рекомендации по изучению курса «Физика» (7–9 классы) в рамках обновления содержания образования. Астана: Нац. акад. образования им. Ы. Алтынсарина, 2018. 120 с.
6. Кушербаев К. Е., Абылкасымова А. Е. Стратегия развития высшего образования в Республике Казахстан. Алматы: Білім, 1998. 232 с.
7. Абылкасымова А. Е., Рыжаков М. В., Шишов С. Е. Современные тенденции развития непрерывного педагогического образования. Алматы: Атамура, 2017. 272 с.
8. Ryzhakov M. V., Abylkassymova A. E., Shishov S. E. About the lessons on the development of state educational standards in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, № 12. P. 153–168.
9. Abylkassymova A. E., Tuyakov E. A. On modernization of the system of continuous pedagogical education in the republic of Kazakhstan in modern conditions // PONTE International Journal of Sciences and Research. 2018. Vol. 74, № 1S. P. 113–118. DOI: 10.21 506/j.ponte. 1.28.
10. Abylkassymova A. E. On mathematical-methodical training of future mathematics teacher in the conditions of content updating of school education // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, № 3. P. 411–414.
11. Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1986. 355 с.
12. Абылкасымова А. Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов-математиков в системе методической подготовки в университете: дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 1995. 242 с.
13. Кагазбаева А. К. Совершенствование профессионально-методической подготовки учителя математики в системе высшего педагогического образования: дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 1999. 324 с.
14. Ахметов Н. К. Теория и практика игрового обучения в подготовке учителя. Алматы: РИК, 1995. 205 с.
15. Маусымбаев С. С. Жоғары оқу орнында болашақ жаратылыстану пәндері мұғалімін кәсіби даярлау теориясы мен практикасы: пед. ғыл. док. … автореф.: 13.00.08. Алматы: ҚазҰПУ, 2005. 371 б.
16. Рахымбек Д. Оқушылардың логика-методологиялық білімдерін жетілдіруге болашақ математика мұғалім‑ дерін дайындаудың ғылыми әдістемелік негіздері: пед. ғыл. докт. … дис.: 13.00.02. Алматы, 1998. 336 б.
17. Аманбаева М. Б. «Болашақ биолог мұғалімдердің зерттеушілік іс – әрекетін қалыптастыру әдісте‑ месі» тақырыбындағы диссертациялық жұмысы. Алматы, 2016.161 б.
18. Стефанова Н. Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. 366 с.
19. Мамбетакунов Э. М. Преподавание физики в высших педагогических учебных заведениях. Бишкек, 2015. 496 с.
20. Shuinshina Sh., Tuyakov Y., Alpeissov Y., Zhanseitova L., Ardabayeva A. Modernization of the system of continuous natural science education in the Republic of Kazakhstan // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2018. Vol. 8, № 1 (sp. is. 4). P. 86–92.
21. Shuinshina Sh., Kopeyev Zh., Tuyakov Y., Mubarakov A. Continuity in education: definition, essence, and analysis of the problem // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2019. Vol. 9, № 1. P. 271–278.
22. Shuinshina Sh., Tuyakov Y., Akhmetova B., Alpeissov Y., Dyussov M. Teacher training in natural scientific disciplines in the context of modernization of education in Kazakhstan // Dilemas Contemporaneos: Educacion Politica y Valores. 2019. № 16. P. 1–30.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шуиншина Ш.М., Альпеисов Е.А., Туяков Е.А., Ахметова Б.С., Куатбаева Д.Е. О методологических подходах при разработке образовательных программ в системе «школа – вуз» с учетом преемственности. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4202–4211. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-04
For citation: Shuinshina S.M., Alpeisov E.A., Tuyakov E.A., Akhmetova B.S., Kuatbayeva D.E. On methodological approaches to develop educational programs in the school-university system taking into account continuity. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4202–4211. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-04
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.