Целеполагание и содержание подготовки студентов педвуза к деятельности по укреплению здоровья учащихся в условиях современного социокультурного транзита


https://doi.org/10.15372/PEMW20200317

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается влияние совершаемого социокультурного транзита (перехода к обществу знания) на цель и содержание подготовки студентов педвузов к деятельности по укреплению здоровья обучающихся. Методологической основой исследования послужили: концепции, осмысляющие характер переживаемого этапа социокультурной эволюции человечества; целостный подход к проектированию педагогических систем; современные концепции подготовки педагогов в области сохранения и наращивания здоровья детей и молодежи. Основываясь на выделенных наукой сущностных чертах общества знания, автор приходит к выводу, что конститутивным качеством его субъекта является стремление к творчеству. А значит, важнейшим моментом профессионального педагогического образования в современных условиях становится формирование готовности будущего учителя к здравотворческой деятельности. Данная деятельность, в отличие от здоровьесберегающей деятельности, во‑первых, внутренне мотивируема и, во‑вторых, нацеливает субъект на расширение заложенных природой способностей. Здравотворческая подготовка студента педвуза предполагает формирование у него здравотворческой культуры – программы образа жизни и профессиональной деятельности, которая проявляется в готовности и способности сохранять и наращивать наследуемый природный потенциал, организовать развитие собственной личности и личности своих воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС в области охраны и укрепления здоровья обучающихся. Структурообразующим элементом этой культуры выступает здравотворческий идеал, задающий образец поведения, имеющего целью использовать усилия по укреплению здоровья для самостроительства личности. Здравотворческая подготовка выпускника педвуза предполагает перестройку учебных планов педвузов, включение в них дисциплин трансдисциплинарного характера.

Об авторе

Д.  С. Новиков
Волгоградский государственный медицинский университет
Россия

Новиков Денис Сергеевич – ассистент кафедры общей гигиены и экологии

400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1



Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

2. Черных С.И. Качество образования: инверсия целей и средств // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 5. С. 19–25.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва: Academia, 2004. 944 с.

4. Drucker Р. The Age of Discontinuity. Guidelines to our changing society. New York: Harper Row, 1969. 420 p.

5. Low M.D., Low B.J., Baumler E.R., Huynh P.T. Can education policy be health policy? Implications of research on the social determinants of health // Journal of Health Politics Policy and Law. 2005. Vol. 30, № 6. P. 1131–1162.

6. The future of social protection: what works for non-standard workers? (May 2018) // OECD. Better policies for better lives. URL: http:// www.oecd.org/els/soc Future-of-social-protection.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

7. The future of jobs. Employment, skills and workforce strategy for the Fourth Industrial Revolution. Geneva, 2016. 157 p.

8. Здравоохранение в России. 2019: стат. сб. / Росстат. Москва, 2019. 170 с.

9. Здоровье молодежи: сравнительное исследование. Россия, Беларусь, Польша / науч. ред.: Н.М. Римашевская, К. Попельский. Москва: Экон-Информ, 2016. 214 с.

10. Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.‑практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / гл. ред. Н.М. Римашевская; Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск: Право и экономика, 2011. 331 с.

11. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.‑пед. ун-та, 2014. 208 с.

12. Новиков Д.С. Базовые основания процесса формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в условиях постиндустриального транзита // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 49–53.

13. Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка как социально-педагогическая проблема // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http:// http://www.jurnal.org/articles/2007/ped30.html (дата обращения: 02.05.2020).

14. Глушко Д.Е. Формирование у учащихся-подростков установочной системы на здравотворчество: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2003. 22 с.

15. Новолодская Е.Г. Креативная природа человека: феномен жизнетворчества и здравотворчества // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 18–26.

16. Орехова Т.Ф. Здоровьетворящее образования в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 60–69. DOI: 10.18 413/2313‑8971‑2015‑1‑3‑60‑69.

17. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Владимир, 2011. 49 с.

18. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровье созидание как ведущая стратегия образовательной политики России в третьем тысячелетии // Здоровье и образование в XXI веке. 2013. Т. 15, № 1–4. С. 300–308.

19. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2009. 50 с.

20. Вильчек В.М. Прощание с Марксом. (Алгоритмы истории). Москва: Прогресс; Культура,1993. 222 с.

21. МаджугаА.Г., СиницинаИ.А.Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10, № 5. С. 91–95.

22. Ермакова М.А. Понятие «индивидуальный опыт здравотворчества подростка» как педагогическая категория // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 14. С. 294–301.

23. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная системология. Москва: Наука, 2003. 525 с.

24. Новиков Д.С. Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: сущность, структура, функции // Мир науки. 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN217.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

25. Иванников В.А., Монроз А.В. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 35. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2020).

26. Третьякова Н.В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.‑пед. ун-та, 2014. 159 с.

27. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Арлашева Л.В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 19–28.

28. Андреева И.Г. Формирование культуры здоровья в содержании общего образования // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. тр. Междунар. науч.‑практ. конф., 6–7 июня 2016 г. Москва, 2016. С. 452–456.

29. Разеев Д.Н. Идеалы образовательных стратегий в герменевтической перспективе // Коммуникация и образование. Санкт-Петербург, 2004. С. 33–49.

30. Новиков Д.С. Идеал калокагатии в контексте современной здравотворческой педагогической стратегии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2014. № 1. С. 103–105.

31. Черных С.И., Наливайко Н.В. Образовательное взаимодействие как объект философского анализа // Философия образования. 2012. № 1. С. 186–191.

32. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5. С. 299–301.

33. Новиков Д.С. Готовность педагога к деятельности по укреплению здоровья учащихся: теоретический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 38–42.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новиков Д.С. Целеполагание и содержание подготовки студентов педвуза к деятельности по укреплению здоровья учащихся в условиях современного социокультурного транзита. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4074-4084. https://doi.org/10.15372/PEMW20200317

For citation: Novikov D.S. Goals and contents of training students of pedagogical university to activities to strengthen students' health in conditions of modern socio-cultural transition. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4074-4084. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200317

Просмотров: 249

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)