Аксиологизация мирового образовательного пространства - путь к новой цивилизации

Полный текст:




Аннотация

Реферат. В процессе анализа специфики социально-философского осмысления аксиологических аспектов сферы образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию необходимо постоянно учитывать и одновременно отталкиваться от контекста всего современного социального бытия и его актуализированных особенностей. Одной из таких особенностей является то, что мировая система образования решает принципиально новую глобальную проблему, связанную с адаптацией миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного мира. Практически все исследователи выделяют тот факт, что будущее общество - это общество, где определяющим фактором развития будут информация и знания. Однако с каждым новым этапом общественного развития формирование образовательных приоритетов усложняется, а время на их реализацию сокращается, поэтому кризис мирового образования состоит в том, что оно в своих тенденциях развития не поспевает за задачами императива выживаемости человечества. Аксиологизация мирового образовательного пространства в условиях движения общества к обществу знания потребует перехода от модели «отстающего» образования, соответствующего стадии неустойчивого развития цивилизации, к системной модели опережающего образования, адекватной целям устойчивого развития и воплощающей его принципы. Исследование проводится в рамках различения двух систем теоретизирования (метафизической и диалектической), поскольку само возникновение современных кризисов есть следствие фундаменталистского следования одному из этих проектов - метафизическому (западному). Знания и ценности индустриально-потребительского (западного) общества способствуют приближению глобальной антропоэкологической катастрофы. Ее предотвращение требует поисков новых моделей и механизмов развития человечества. Автор рассматривает аксиологизацию мирового образовательного пространства как важнейшее средство адаптации и выживания человека в окружающем мире, которое может сделать наше развитие безопасным и устойчивым. Именно социально-культурный и гуманитарно-образовательный механизмы выживания должны вытеснить наиболее распространенный сейчас технократический механизм.

Об авторе

Наталья Николаевна Власюк
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Сластенин В. А., Чижикова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: ACADEMA, 2003.

2. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры / Соответствие высшего образования требованиям современности [продолжение публикации реферата Рабочего документа Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.)] // АльмаМатер (Вестник высшей школы). - 1998. - № 12. - С. 23-26.

3. Вагапова Р. Р., Синюк А. И. Вечные ценности и болонский процесс: Библиотека ЕГПУ-URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data./Default.aspx (дата обращения: 11.07.2010).

4. Михалина О. А., Наливайко Н. В. Актуальные проблемы гражданского образования: социально-философский анализ: монография / отв. ред. А. Ж. Жафяров. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.

5. Субетто А. И. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации // Академия Тринитаризма. - М., 2003.

6. Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 94-106.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Власюк Н.Н. Аксиологизация мирового образовательного пространства - путь к новой цивилизации. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):5-14.

For citation: Vlasyuk N.N. Axiologization of the world educational space as a way to the new civilization. Professional education in the modern world. 2014;(4):5-14. (In Russ.)

Просмотров: 676

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)