Системно-технологический подход в управлении процессом формирования научно-исследовательской культуры курсантов военного института


https://doi.org/10.15372/PEMW20200313

Полный текст:




Аннотация

Проблема формирования научно-исследовательской культуры курсантов как ведущего фактора всей научно-исследовательской работы в военном институте усиливает аспект управления этим процессом в логике систем «человек – научно-техническая информация», «человек – знаковая система» и «человек – техника». Это предопределяет выбор специализированного подхода в управлении, обостряет предпочтение партнеров и определение участников такой работы. Выбор подхода оцениваем сочетанием позитивных аспектов традиционных подходов, движущей силой которых является достижение прогнозируемого конечного результата с учетом специфики образовательного учреждения, выпускники которого должны иметь высокую техническую компетентность. Поэтому таким подходом избран системно-технологический. Партнерами военной образовательной организации могут стать только те, которые в своей технологической линии имеют предложения, совпадающие с военно-профессиональной подготовкой курсантов военного института. Такими партнерами выбраны производственные учреждения, имеющие высокий технический и наукоемкий статус и находящиеся на территории области, что позволяет курсантам военного института присутствовать и участвовать в научно-исследовательской работе инженеров технических направлений. Военный институт обладает достаточным количеством постоянно пополняющегося корпуса остепененных офицеров-преподавателей, способных, включившись в пятилетний цикл формирования научно-исследовательской культуры курсантов, подготовить выпускника военного института, обладающего значимым научно-техническим потенциалом. Предлагаемая проблема исследования носит практико-ориентированный характер. В статье выявляются структурные компоненты научно-исследовательской культуры, основы интеграции образовательной, профессионально-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.

Об авторах

Р. В. Орлов
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России
Россия

Орлов Роман Викторович – адъюнкт

630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2



Т. В. Сидорина
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии России
Россия

Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии

630 114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2, e



Список литературы

1. Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам развития военного образования. 15 ноября 2013 года // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631 (дата обращения: 12.05.2020).

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Москва: Наука, 1973. С. 74.

3. Сидорина Т.В. Теоретические основы разработки концепции экспертирования образовательных систем // Философия образования. 2011. Т. 39, № 6. С. 63–68.

4. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. Ч. 1 / под ред. В.В. Балашова. 2‑е изд. Москва: ГУУ, 2002. 216 с.

5. Бекк М.А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности студентами бакалавриата направления «Филология»: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 262 с.

6. Долгова Н.В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: дис…. канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2007. 174 с.

7. Научно-исследовательская деятельность курсантов военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: учеб. пособие / под ред. В.Ю. Новожилова. Санкт-Петербург: СПбВИВВ, 2011. 147 с.

8. Добровольсков О.В. Научно-исследовательская деятельность курсантов как фактор профессионального становления офицера: на примере Ульяновского военно-технического института: дис…. канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 372 с.

9. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Москва: Наука, 1973. С. 191.

10. Барабанщиков А.В., Давыдов А.П. Методика исследования проблем военной педагогики. Москва: ВПА, 1987. 125 с.

11. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Академия, 2001. 208 с.

12. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап: учеб. пособие. 2‑е изд. Москва: Академия, 2008. 400 с.

13. Шихова О.Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе. Москва: Инфра-М, 2018. 124 с.

14. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2013. 51 с.

15. Sidorinа T.V., Zotov A.A., Tarasov D.Yu. The development of competence of employees on the formation of psychologically compatible groups // Young scientists’ and mentors’ non-standart congress: Intern. sci.‑pract. congr. of pedagogues, psychologists and medics (Jan. 31, 2017, Geneva (Switzerland). Geneva, 2017. P. 60–66.

16. Sidorinа T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and social sciences in Europe: achievements and perspectives: proc. of the 11th Intern. symp. (Oct. 7, 2016). Vienna, 2016. Р. 31–35.

17. Bridgeforth B.W. Leadership as role and relationship in social dynamics: an exploratory study seeking a leadership archetype. [S. l.]: Walden Univ., 2009. 232 p. (Walden Dissertations and Doctoral Studies).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Орлов Р.В., Сидорина Т.В. Системно-технологический подход в управлении процессом формирования научно-исследовательской культуры курсантов военного института. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4031-4040. https://doi.org/10.15372/PEMW20200313

For citation: Orlov R.­., Sidorina T.­. A System-technological approach to the process management of forming the research culture of the military institute cadets. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4031-4040. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200313

Просмотров: 265

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)