Практическая философия обучения аргументации и критическому мышлению


https://doi.org/10.15372/PEMW20200307

Полный текст:




Аннотация

В статье рассказывается об опыте преподавания курса «Критическая аргументация и дизайн-мышление» в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) в 2018–2020 гг. и решения теоретических, методологических и методических задач в ходе его разработки и реализации. Миссия курса состояла в практической имплементации нового направления в философии – философии критического мышления, которую мы реализовали применительно к тексту и речи. Центральное место в статье занимает описание содержания и методик проведения практических занятий, нацеленных на освоение навыков критической и креативной аргументации в трех ракурсах: обнаружение, анализ и оценка аргументов. Мы показываем, каким образом были решены учебно-методические, дидактические и административные задачи: совместить в одном курсе реактивно-аналитические компетенции критического мышления и проективно-созидательные компетенции креативного, или дизайн-мышления; выбрать единый учебник для русского и английского треков курса и сформировать корпус задач и упражнений, управляющий содержанием лекций; подчинить материал лекций и практических занятий задачам освоения предусмотренных федеральными стандартами компетенций в соответствии с техническим заданием руководства вуза по формам и объему учебной работы. Приводится структура курса; планы практических занятий сопровождает описание особенностей их проведения; изложены подробности использования специализированного ПО; представлены план подготовки учебных дебатов, создания банка экзаменационных тестов. Даются рекомендации по организации работы студентов в малых группах на лекциях и семинарах, реализующей принципы активного обучения, проведению учебных дебатов и ­экзамена.

Об авторах

Г. В. Карпов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Карпов Глеб Викторович – кандидат философских наук, ассистент кафедры логики

199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5



Е. Н. Лисанюк
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Лисанюк Елена Николаевна – доктор философских наук, профессор кафедры логики

199 034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5



Список литературы

1. Лисанюк Е.Н., Перова Н.В. Стив Фуллер и его игра в знание в условиях пост-правды // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 221–257. DOI: 10.17223/1998 863X/53/24.

2. Черных С.И., Паршиков В.И. Образование как услуга: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2. С. 40–47.

3. Темпл Ч. Развитие критического мышления через чтение и письмо в системе высшего образования: стратегии для использования в любых предметных областях: проект РКМЧП. Нью-Йорк: Ин-т «Открытое общество», 2002. 46 с.

4. Philosophy: A School of freedom. Teaching philosophy and learning to philosophize. Paris: UNESCO Publ., 2007. 279 p.

5. Joe Y., Lau F. An introduction to critical thinking and creativity: think more, think better. Hoboken: Wiley, 2011. 262 p.

6. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. Москва: АСТ, 2017. 653 с.

7. Майданов А.С. Методология научного творчества. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008. 512 с.

8. Боровинская Д.Н. Креативное мышление: основные направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 22–31. DOI: 10.17223/1998 863X/40/2.

9. Лисанюк Е.Н., Мигунов А.И. Аргументация в конкуренции современных исследовательских подходов // Вестник РФФИ. 2018. № 1. С. 77–87. DOI: 10.22 204/2587‑8956‑2018‑090‑01‑77‑87.

10. Барбашина Э.В. Необходимость критического мышления в условиях трансформации образования. // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1777–1787. DOI: 10.15 372/PEMW20180205.

11. Walton D. Fundamentals of Critical Argumentation. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. 360 p.

12. Online visualisation of argument. Version 2.1. URL: http://ova.arg-tech.org/ (дата обращения: 20.05.2020).

13. Rationale online mapping. URL: https://www.rationaleonline.com/ (дата обращения: 20.05.2020).

14. AGORA-net argument mapping. URL: https://agora-info.spp.gatech.edu/ (дата обращения: 20.05.2020).

15. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р., Хенкеманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление. Санкт-Петербург, 2002. 154 с.

16. Лисанюк Е.Н. Правила и ошибки аргументации // Логика: учебник. Москва: Проспект, 2017. С. 588–658.

17. Основы логической культуры: учеб. пособие / под ред. А.С. Милославова, Т.А. Новолодской. Санкт-Петербург: Нац. исслед. ун-т ИТМО, 2011. 131 с.

18. Mazur E. Peer instruction: a user»s manual. New Jersey, 1997. 257 p.

19. Речи, которые изменили мир / ред. И. Степачева-Бохенек. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 256 с.

20. Rybold G. Speaking, listening and understanding. Debate for non-native-english speakers. New York, 2006. 180 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Карпов Г.В., Лисанюк Е.Н. Практическая философия обучения аргументации и критическому мышлению. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):3959-3970. https://doi.org/10.15372/PEMW20200307

For citation: Karpov G.V., Lisanyuk E.N. Practical philosophy of teaching argumentation and critical thinking. Professional education in the modern world. 2020;10(3):3959-3970. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200307

Просмотров: 473

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)