Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества


https://doi.org/10.15372/PEMW20200306

Полный текст:




Аннотация

Любая страна, позиционирующая себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, в качестве высших ценностей утверждает человека, его жизнь, права и свободы. Республика Казахстан и Российская Федерация в этом смысле не являются исключениями и транслируют соблюдение этих ценностей, выстраивая свою внутреннюю и внешнюю политику как направленную на улучшение качества жизни своих граждан вне зависимости от вероисповедания и социального статуса. Поэтому одним из приоритетных направлений политики выступает обеспечение равных возможностей в реализации всеми категориями граждан своих конституционных прав. Принцип равных возможностей в удовлетворении людьми своих насущных потребностей лежит в основе инклюзии. Инклюзия является конечным этапом создания безбарьерной среды, в условиях которой любой член общества может беспрепятственно учиться, трудиться и получать различные услуги. Следовательно, изучение актуального состояния инклюзии в обществе и перспектив ее развития представляется достаточно насущной проблемой. В статье обсуждаются проблемные аспекты в становлении инклюзивного общества, состояние и перспективы развития системы инклюзивного образования Казахстана и России, уделяется внимание роли инклюзивной культуры. Приводятся примеры по формированию инклюзивной культуры в условиях инклюзивного образования. Описывается собственный опыт развития инклюзивной культуры у государственных и гражданских служащих в ходе проведения тренингов и реализации проектно-исследовательской деятельности по развитию навыков владения жестовой речью. В заключение делаются выводы о необходимости модернизации общественного и индивидуального сознания для изменения отношения к проблемам инклюзии.

Об авторах

Л. Н. Антилогова
Омский государственный педагогический университет
Россия

Антилогова Лариса Николаевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Общая и педагогическая психология»

644099, г. Омск, ул. Партизанская, 4а, 



Н. И. Пустовалова
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,
Казахстан

Пустовалова Наталья Ивановна – кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Специальная и социальная педагогика»

150000, г. Петропавловск, ул. Пушкина, 86, 



Д. В. Лазаренко
Филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области
Казахстан

Лазаренко Дмитрий Витальевич – Ph.D по профилю (по специальности «Психология»), доцент филиала,

150 000, г. Петропавловск, ул. Конституции Казахстана, 38,



Список литературы

1. Музыка О.А. Основные посылки использования синергетического подхода для понимания специфики инклюзивных процессов в обществе // Colloquium-journal. Голая Пристань. 2020. № 11–4. С. 34–37.

2. Бойков Д.И. Инклюзивное обучение в информационном обществе // Вестник Герценовского университета. 2009. № 3. С. 43–46.

3. Бухтиярова И.Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6–1. С.118–121.

4. Собольников В.В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3601–3610.

5. Аммосова С.В., Иванова Н.Н. От идеи инклюзии к развитию инклюзивного общества // Школа XXI века: тенденции и перспективы: сб. материалов III Междунар. науч.‑практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 60–63.

6. Коневалова Н.Ю., Оленская Т.Л., Наджафова С.Г. Люди с ограниченными возможностями: биоэтические основы создания инклюзивного общества // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Респ. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Витебск, 2016. С.71–74.

7. Королева И.В. От инклюзивного волонтерства к инклюзивному обществу, или еще раз о толерантности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2019. Т. 19, № 2. С. 120–125.

8. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11. С. 149–162. DOI: 10.12 731/2218‑7405‑2015‑11‑13.

9. Вербицкая А.В., Сазонова Е.С. Проблемы формирования инклюзивного общества в России // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Междунар. науч.‑практ. конф. Белгород, 2015. С. 339–343.

10. Башаев С.В., Горелик В.В. Проблемы социальной адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып. 4, ч. 7. С. 131–134. DOI: 10.18 454/IRJ.2016.46.155.

11. Ахметова Д.З. Инклюзивная культура общества как результат реализации инклюзивной политики и практики // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Междунар. науч.‑практ. конф. Москва, 2017. С. 15–22.

12. Благирева Е.Н. Социокультурная инклюзия: дефиниции и позитивные отечественные практики // Вестник культуры и искусств. 2019. № 3. С.73–81.

13. Комаричева А.Н. Историко-педагогические предпосылки развития инклюзивного образования // Молодежная наука: тенденции развития. 2019. № 4. С. 41–49.

14. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 113–120.

15. Воробьева Г.Е., Грищенко Е.Г. Инклюзивное образование: готово ли современное общество принять «особенных» детей? // Концепт. 2017. Т. 44. С. 224–226.

16. Шилина С.А., Федорова К.И. Инклюзивное образование в России как одна из форм социализации лиц с ограниченными возможностями // Дискурс. 2019. № 10. С.45–56.

17. Шаповалова Л.И., Шпортова Я.И., Зыкова С.Н. Инклюзивное образование: основополагающие принципы и факторы, мешающие его успешному осуществлению // The World of Academia: Culture, Education. 2019. № 8. С. 33–39.

18. Зотова Е.В. Путь в толерантное общество через инклюзивное образование // Профессиональное образование и общество. 2017. № 3. С. 172–175.

19. Чельдиева З.М. Инклюзивное образование как перспектива социального развития общества // Аллея науки. 2017. Т. 1, № 16. С. 746–751.

20. Лозовская Е.Г. Социально-педагогический подход в развитии инклюзивного образования в России // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2017. № 3 (12). С. 59–61.

21. Нургалиева С., Зейнолла С., Нургалиева А. К вопросу о повышении качества инклюзивного образования в Казахстане // European Research. 2017. № 2. С. 75–77.

22. Чукотаев М.Н., Нуртазина Е.М. Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы // Академия профессионального образования. 2017. № 1. С. 31–38.

23. Беляков Н.И., Русанов В.П. Инклюзивное образование в Республике Казахстан // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. 2018. № 1. С. 59–67.

24. Сигутина Т.С. Актуальные проблемы инклюзивного образования в Республике Казахстан // Академическая публицистика. 2018. № 7. С. 41–48.

25. Нурмаганбетова Р.К. Основные направления развития инклюзивного образования в Казахстане // Научный аспект. 2019. Т. 7, № 2. С. 835–842.

26. Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч. конф. Москва; Киров, 2014. С. 73–79.

27. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Концепт. 2016. Т. 8. С. 31–35.

28. Кириллова Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России. URL: http://kpfu.ru/staff_files/F1 196 477 887/Sekciya_2__Kirillova_E._A.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

29. Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 1. С. 29–37. DOI: 10.17 759/jmfp.2018070103.

30. Полянский А.И., Мартиросян В.Д. Инклюзивная культура в образовательной организации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 1. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/682 (дата обращения: 20.05.2020). DOI: 10.17805/trudy.2018.1.7.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Антилогова Л.Н., Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В. Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):3948-3958. https://doi.org/10.15372/PEMW20200306

For citation: Antilogova L.N., Pustovalova N.­., Lazarenko D.V. Problems and prospects of creating an inclusive society. Professional education in the modern world. 2020;10(3):3948-3958. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200306

Просмотров: 1099

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)