Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе




Abstract

Актуальность исследуемой проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в Сибирском регионе определяется несколькими факторами: повышением интереса иностранных студентов к региональным вузам, что обусловлено востребованностью соответствующих направлений подготовки; спецификой региона, существенно влияющей на возникновение дополнительных адаптационных трудностей (климат, особенности университетской, городской, региональной среды; небольшой практический опыт региональных вузов в обучении иностранных студентов из дальнего зарубежья, требующий постоянного мониторинга трудностей адаптационного процесса; необходимостью оптимизации сопровождения иностранных студентов с учетом понимания испытываемых ими затруднений социокультурного и иного характера. Целью исследования является установление, анализ и классификация проблем социокультурной адаптации, определение направлений социокультурной поддержки иностранных студентов в Сибирском регионе. Основными методами исследования стали теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение); диагностические (анкетирование); статистические методы. Анкетирование проводилось с участием 83 студентов из дальнего зарубежья, обучающихся на билингвальной программе лечебного факультета Сибирского государственного медицинского университета, который стал площадкой для проведения исследования. В основе анкеты лежит международная шкала социокультурной адаптации (SCAS). Расчеты производились с использованием программы IBM SPSS Statistics. В результате  определены факторы, способствующие формированию психологических, социокультурных, дидактических барьеров, затрудняющих процесс обучения. Кроме того, выявлены базовые, этнокультурные (восприятие юмора), региональные (климат, проблемы поиска привычной еды, взаимодействие со сферой услуг), и индивидуальные (участие в общественных мероприятиях и пр.) трудности, влияющие на процесс социокультурной адаптации. Установлены направления сопровождения иностранных студентов для обеспечения их успешной интеграции в культурное и образовательное сообщество. Полученные результаты могут быть полезными для оказания своевременной поддержки иностранным студентам, обучающимся в вузах Сибирского региона, социальнопсихологическими службами университетов, а также в рамках подготовки студентов к обучению и проживанию в новых социокультурных условиях.

About the Authors

Светлана Васильева
Сибирский государственный медицинский университет
Russian Federation


Анастасия Абрамова
Сибирский государственный медицинский университет
Russian Federation


Марина Волкова
Сибирский государственный медицинский университет
Russian Federation


Наталья Дмитриенко
Сибирский государственный медицинский университет
Russian Federation


Надежда Коваленко
Сибирский государственный медицинский университет


References

1. HSE Institute of Education, section «Educational facts», 2016. URL: https://5top100.ru/upload/iblock/750/fo7.pdf (access date 08.02.2020) (In Rus).

2. Bekker, I.L., Ivanchin S.A. Adaptation problems of foreign students in the educational process of a Russian university (on the example of Penza State University). Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities, 4, 2015, pp. 247- 257

3. Berry John W. Immigration, Acculturation, and Adaptation. Applied psychology: an international review, 46, 1997, pp. 5–68.

4. Searle, W., Ward, C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions. International Journal of Intercultural Relations, 1990, pp. 449-464.

5. Ward, C., Kennedy, A. The measurement of sociocultural adaptation. International Journal of Intercultural Relations, №23(4), 1999, pp. 659–677. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(99)00014-0

6. Londadzhim Т. Sociocultural adaptation: essence and functions. Almanah sovremennoj nauki i obrazovaniya = Almanac of modern science and education. Tambov: Gramota, 11 (54), 2011, pp. 109-112 (In Rus).

7. Ovsyannikova I.G., Tereshchenko T.M. Sociocultural adaptation of foreign students to study conditions in a Russian university. Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki = Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity, 2018, pp. 41-46 (In Rus).

8. Orlova E.A. Sociocultural reality: to the definition of a concept. Lichnost. Kultura. Obshchestvo: nauchno-prakticheskij zhurnal = Personality. Culture. Society: Scientific and Practical Journal, IХ,(34), 2007, pp. 72 (In Rus).

9. Parsons T. Toward a General Theory of Action: Theoretical Foundations of the Social Sciences. O strukture social'nogo dejstviya = About the structure of social action. М., 2002, 421–423 (In Rus).

10. Krivcova O.I. Sociocultural adaptation of foreign students in the educational environment of the Russian university (on the example of the Voronezh State Academy named after N.N. Burdenko) // Fundamental Studies, 8, 2011, pp. 284-288 (In Rus).

11. Sushko N.G. On some aspects of the sociocultural adaptation of foreign students to the educational environment. Uchenye zametki TOGU – Proceedings of Pacific National University, 8,3, 2017, pp. 302–309 (In Rus).

12. Lebedeva N.M. Introduction to Ethnic and Cross-Cultural Psychology. М.: Staryj sad, 1998, pp. 316 (In Rus).

13. Lebedeva N.M. Theoretical approaches to the study of mutual attitudes and strategies for intercultural interaction of migrants and the population of Russia. Strategii mezhkul'turnogo vzaimodejstviya migrantov i naseleniya Rossii = Strategies of intercultural interaction between migrants and the population of Russia -: М.: RUDN, 2009, pp. 10-63 (In Rus).

14. Roslyakov A.E. The process of student adaptation in the university environment. Psihologiya i ergonomika = Psychology and Ergonomics, 2003, 4, 2003, pp. 21–26 (In Rus).

15. Ivanova M.I. Socio-psychological adaptation of foreign students to higher education in Russia.Saint-Petersburg: SpbSTU, 2001, pp. 353 (In Rus).

16. Creswell, J. W. Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches (3rd ed.). Sage Publications, Inc., 2009.

17. Gall, M., Gall, J., & Borg, R. Educational research An introduction (8th ed.). New York, NY Pearson Education, 2007.

18. Simic-Yamashita M., Tanaka T. Exploratory Factor Analysis of the Sociocultural Adaptation Scale (SCAS) among International Students in Japan. Journal of Humanities and Social Sciences, 2010, pp. 27-38.

19. Wilson Georgette P. Fitting-in: Sociocultural Adaptation of International Graduate Students. NERA Conference Proceedings, 2011, pp. 53.

20. Gurban A.D. Sociocultural adaptation of foreign students in Russian universities (on the example of TPU). Tomsk, 2017, pp. 81 (In Rus).


Supplementary files

1. Полная версия с авторами
Subject
Type Other
Download (57KB)    
Indexing metadata

For citation: ., ., ., ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(4).

Views: 279

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)