Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе




Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в Сибирском регионе определяется несколькими факторами: повышением интереса иностранных студентов к региональным вузам, что обусловлено востребованностью соответствующих направлений подготовки; спецификой региона, существенно влияющей на возникновение дополнительных адаптационных трудностей (климат, особенности университетской, городской, региональной среды; небольшой практический опыт региональных вузов в обучении иностранных студентов из дальнего зарубежья, требующий постоянного мониторинга трудностей адаптационного процесса; необходимостью оптимизации сопровождения иностранных студентов с учетом понимания испытываемых ими затруднений социокультурного и иного характера. Целью исследования является установление, анализ и классификация проблем социокультурной адаптации, определение направлений социокультурной поддержки иностранных студентов в Сибирском регионе. Основными методами исследования стали теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение); диагностические (анкетирование); статистические методы. Анкетирование проводилось с участием 83 студентов из дальнего зарубежья, обучающихся на билингвальной программе лечебного факультета Сибирского государственного медицинского университета, который стал площадкой для проведения исследования. В основе анкеты лежит международная шкала социокультурной адаптации (SCAS). Расчеты производились с использованием программы IBM SPSS Statistics. В результате  определены факторы, способствующие формированию психологических, социокультурных, дидактических барьеров, затрудняющих процесс обучения. Кроме того, выявлены базовые, этнокультурные (восприятие юмора), региональные (климат, проблемы поиска привычной еды, взаимодействие со сферой услуг), и индивидуальные (участие в общественных мероприятиях и пр.) трудности, влияющие на процесс социокультурной адаптации. Установлены направления сопровождения иностранных студентов для обеспечения их успешной интеграции в культурное и образовательное сообщество. Полученные результаты могут быть полезными для оказания своевременной поддержки иностранным студентам, обучающимся в вузах Сибирского региона, социальнопсихологическими службами университетов, а также в рамках подготовки студентов к обучению и проживанию в новых социокультурных условиях.

Об авторах

Светлана Леонидовна Васильева
Сибирский государственный медицинский университет
Россия
заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» кандидат филологических наук, доцент


Анастасия Анатольевна Абрамова
Сибирский государственный медицинский университет
Россия
доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет», кандидат филологических наук


Марина Геннадьевна Волкова
Сибирский государственный медицинский университет
Россия
доцент кафедры латинского языка и медицинской терминологии, кандидат филологических наук


Наталья Александровна Дмитриенко
Сибирский государственный медицинский университет
Россия
доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук


Надежда Сергеевна Коваленко
Сибирский государственный медицинский университет
доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет», кандидат филологических наук, доцент


Список литературы

1. Институт образования ВШЭ, серия «Факты образования», 2016 г., № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://5top100.ru/upload/iblock/750/fo7.pdf (дата обращения 08.02.2020).

2. Беккер, И.Л., Иванчин С.А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 247–257.

3. Berry John W. Immigration, Acculturation, and Adaptation // Applied psychology: an international review, 1997. – 46 (1). – p. 5–68.

4. Searle, W., Ward, C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations, 1990. – p. 449-464.

5. Ward, C., Kennedy, A. The measurement of sociocultural adaptation // International Journal of Intercultural Relations, 1999. – №23(4). – p. 659–677. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(99)00014-0

6. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции. // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2011. – No 11 (54). – C. 109-112.

7. Овсянникова И.Г., Терещенко Т.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия ВГПУ. Педагогические науки, 2018. – с. 41-46.

8. Орлова Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Личность. Культура. Общество: научно-практический журнал, 2007. – Т. IХ. – Вып. 1 (34). – С. 72.

9. Парсонс Т.К общей теории действия: теоретические основания социальных наук // О структуре социального действия. М., 2002. – С. 421–423.

10. Кривцова О.И. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде Российского вуза (на примере Воронежской государственной академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования, 2011. – № 8 (часть 2). – С. 284-288.

11. Сушко Н.Г. О некоторых аспектах социокультурной адаптации иностранных студентов к образовательной среде // Ученые заметки ТОГУ, 2017. – Том 8. – №3. – С. 302–309.

12. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие. — М.: Старый сад, 1998. — 316 с.

13. Лебедева Н.М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России [Текст] / Н.М. Лебедева // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей/ Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2009. – C. 10-63.

14. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика, 2003. – № 4. – С. 21–26.

15. Иванова М.И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : Дисс. …д-ра психол. наук / Иванова М.И. СПб.: СПбГТУ, 2001. – 353 с.

16. Creswell, J.W. Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. – Sage Publications, Inc., 2009.

17. Gall, M., Gall, J., & Borg, R. (2007). Educational research An introduction (8th ed.). New York, NY Pearson Education

18. Simic-Yamashita M., Tanaka T. Exploratory Factor Analysis of the Sociocultural Adaptation Scale (SCAS) among International Students in Japan // Journal of Humanities and Social Sciences, 2010. – 27-38 p.

19. Wilson Georgette P. Fitting-in: Sociocultural Adaptation of International Graduate Students // NERA Conference Proceedings, 2011 – 53 p.

20. Гурбан А.Д. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Российских вузах (на примере ТПУ) : магистерская диссертация. – Томск: ТПУ, 2017. – 81 с.


Дополнительные файлы

1. Полная версия с авторами
Тема
Тип Прочее
Скачать (57KB)    
Метаданные

Для цитирования: Васильева С.Л., Абрамова А.А., Волкова М.Г., Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4).

For citation: ., ., ., ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(4).

Просмотров: 277

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)