СМЫСЛОВОЕ ЯДРО БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ




Abstract

В статье представлены результаты изучения смыслов безопасности у субъектов, находящихся в экстремальных условиях влияния на них значительных массивов информации негативного характера. Актуальность обращения к проблеме определяется детерминированностью субъективных смыслов безопасности контекстом их продуцирования и не достаточной изученностью этого обстоятельства в работах предшественников. Целью исследования выступило изучение смыслового ядра безопасности субъектов, испытывающих информационное давление. Решались задачи: выявление смыслов безопасности у субъектов в условиях информационного давления; установление у них смыслового ядра категории безопасности; построение иерархии смыслов безопасности у заявленных субъектов. Исследование проводилось на выборке из 100 студентов, обучающихся в ряде столичных и региональных вузов. В качестве основного метода использовался ассоциативный эксперимент, в котором стимулами выступили категории «безопасность», «повседневная безопасность», «приобретённая безопасность». В качестве вспомогательного метода при обработке эмпирических данных использовался метод экспертной оценки. По итогам исследования установлено, что большая часть значимых элементов (попадающих в центр и ближнюю периферию ассоциативного поля) имеет стереотипную природу – 59,1 %, ситуативно-обусловленную природу – 31,8 %, ценностную природу – 9,1 %. Смысловое ядро безопасности респондентов, находящихся в условиях информационного давления, образуется из общечеловеческих ценностей, вероятностно добавленных компонентами стереотипного характера. К смысловому ядру безопасности примыкают ситуативные и стереотипные элементы. Научная новизна исследования состоит в изучении смыслов безопасности респондентов, находящихся в ситуации информационного давления. Значимостью обладает эмпирическое подтверждение приобретение смыслами безопасности вариативной части, обусловленной условиями нахождения субъекта их продуцирования. Перспектива дальнейших научных разработок по проблематике видится нами в сопоставлении смыслового ядра безопасности субъектов, находящихся в экстремальных и обыденных условиях жизнедеятельности, а также расширение типов экстремальных ситуаций изучения смыслового ядра безопасности.

About the Authors

Валерий Тылец
Московский государственный лингвистический университет
Russian Federation


Татьяна Краснянская
Московский гуманитарный университет
Russian Federation


Владимир Иохвидов
Ставропольский государственный педагогический институт
Russian Federation


For citation: ., ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(3).

Views: 209

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)