Цифровой дискурс конструирования теоретического образа феномена образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20200107

Полный текст:




Аннотация

Цифровизация охватила все стороны и институты современного общества, включая образование. Повсеместное внедрение в последнее новых информационных технологий; смена форматов подачи учебной информации, а также методов трансляции учебных материалов; преобразование роли и приоритетов учебных дисциплин; возникновение онлайн/офлайн доступов к методическим ресурсам – уже стали реальностью. Налицо – информационно-технологический синтез традиции и новаций в образовательной среде. Научно-образовательное пространство «отвечает» на этот цифровой вызов в образовании разнообразными рефлексиями исследователей. Данные теоретические интерпретации направлены, в основном, на рассмотрение отдельных аспектов цифрового образования, например, дистанционного обучения, открытого образования, массовых онлайн курсов, электронной образовательной среды. Фактически можно констатировать наличие фрагментарности теоретического контекста относительно феномена образования в цифровую эпоху. Автором предложен методологический инструментарий, с одной стороны генерализирующий массив теоретизаций феномена образования, в том числе с цифровым контекстом; с другой – позволяющий сконструировать теоретический образ феномена образования, отражающий основные атрибутивные характеристики последнего в цифровой реальности. Под теоретическим образом феномена образования, в наиболее общем виде, подразумевается теоретический конструкт, служащий синтезирующим репрезентантом реальных и/или потенциальных теоретизаций феномена образования и выступающий, с одной стороны, в роли связующего звена между исследователем с его методологическими предпочтениями и разнородными теоретическими представлениями о феномене образования; с другой – основанием необходимого и достаточного для интерпретации феномена образования в контексте того или иного типа научной рациональность. Утверждается, что данный способ познания феномена образования в его теоретизациях (посредством конструирования теоретических образов), позволяет зафиксировать наиболее значимые атрибутивные характеристики исследуемого феномена, выведя за скобки сопутствующие.

Об авторе

В. В. Вихман
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Вихман Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры философии (факультет гуманитарного образования), начальник отдела (учебное управление) 

630 073, Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20, оф. 225



Список литературы

1. Вихман В.В. Теоретические образы образования: интерпретативный дискурс // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8, № 1 А. С. 181–190.

2. Вихман В.В. Визуальные коннотации теоретизаций социальных феноменов // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2476–2483. DOI: 10.15372/PEMW20 190 110.

3. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методол. аспект: монография / М-во образования Рос. Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск: Наука, 2002. 272 с.

4. Князева Е.Н. Проблема субъекта в философском конструктивизме. /Е.Н. Князева // Проблемы субъектов в постнеклассической науке. М.: Когито-Центр. 2007. С. 70–78.

5. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. 2019. № 1. С. 19–25.

6. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 142–147.

7. Молодяков С.А., Сараджишвили С.Э. Применение дистанционных технологий для расширения возможностей образовательной деятельности в институте // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 4. С. 127–136.

8. Третьяков В.С., Ларионова В.А. Открытые он-лайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 55–66.

9. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 6–10.

10. Галяев В.С., Гасанова З.А. О классификации моделей дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 103–108.

11. Борисенко И.Г., Черных С.И. Виртуализация отечественного образовательного пространства: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, [Политехнический ин-т]. Красноярск: СФУ, 2016. 170 с.

12. Везиров Т.Т. Применение виртуальной информационно-образовательной среды вуза в подготовке бакалавров // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 98–113.

13. Наливайко Н.В. Функции философии как основы рассмотрения глобальных вопросов российского образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7). С. 41–48.

14. Черных С.И., Наливайко Н.В. Образовательное взаимодействие как объект философского анализа // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 186–191.

15. Черных С.И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства // Философия образования. 2012. Т. 40. № 1. С. 134–140.

16. Черных С.И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. 254 с.

17. Наливайко Н.В., Панарин В.И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. 2009. № 2 (27). С. 17–24.

18. Наливайко Н.В., Паршиков В.И. Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 1. С. 4–10.

19. Майер Б.О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 117–124.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Вихман В.В. Цифровой дискурс конструирования теоретического образа феномена образования. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3447-3455. https://doi.org/10.15372/PEMW20200107

For citation: Vihman V.V. Digital discourse of constructing a theoretical image of the phenomenon of education. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3447-3455. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200107

Просмотров: 840

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)