Особенности психологического сопровождения по развитию стрессоустойчивости личности оператора в служебной деятельности


https://doi.org/10.15372/PEMW20190421

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается вопрос о поддержании стрессоустойчивости операторов при выполнении служебной деятельности в усло­виях непосредственной опасности. Цель психоло­гического сопровождения состояла в том, что­бы нормализовать уровень нервно – психической устойчивости испытуемых и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Основная задача исследования – выявление личностных качеств испытуемых и развитие у них навыков стрессоу­стойчивости в условиях служебной деятельности. Методологической основой исследования послужи­ли принцип развития, системности, субъектно­сти, положения деятельностного и субъектно-де­ятельностного подходов, культурно-исторической концепции. Выделены этапы проведения психоло­гического исследования операторов на развитие устойчивости к стрессу. Отражены особенно­сти организации и проведения психологического сопровождения лиц, выполняющих боевые задачи. В исследовании приняли участие 27 респонден­тов. Особенность выборки в том, что испыту­емые занимались операторской деятельностью в Новосибирской области. Для измерения дина­мики развития стрессоустойчивости личности операторов были использованы методики «МЛО Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина и «Л-профиль» Г. Айзенка. Получены результаты эмпирического исследования «до» и «после» про­ведения психологического сопровождения опера­торов. Были выявлены характерные личностные качества для развития навыков стрессоустойчи­вости операторов в условиях непосредственной опасности. Лицам, занимающим операторской деятельностью, важно развивать в себе такие показатели стрессоустойчивости, как повыше­ние работоспособности под влиянием различных (световых, термических и др.) раздражителей, повышение моральной заинтересованности к ра­боте, формирование сознательной дисциплиниро­ванности, совершенствование физической и пси­хологической подготовленности к стрессовым ситуациям, рациональная организация режимов труда и отдыха, соблюдение мероприятий личной и общественной гигиены, оптимизация взаимодей­ствия с техникой за счет повышение профессио­нальной квалификации и др.


Об авторе

В. В. Иргит
Войсковая часть 58133
Россия

Иргит Виктория Владимировна – психолог груп­пы психологической работы

667011, г.Кызыл, ул. О. Лопсан­чапа, д. 35/2, кв. 25



Список литературы

1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: пер. с англ. М.: Государственное издательство Медицинской Литературы. МЕДГИЗ, 1960. 253 с.

2. Lebigot F. Stress et trauma: Электрон. дан. URL: http://www.info-trauma.org (дата обращения 15.12.2015 г.)

3. Stevelink S. Le stress post-traumatiquecher les soldatsbritanniques. Электрон. журн. URL: http://www.lefigaro.fr (дата обращения15.10.2018 г.)

4. Собольников В. В. Психология деятельности в особых и экстремальных условиях: проблемы развития личности: моногр. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 187 с.

5. Собольников В. В., Иргит В. В. Исследование стрессоустойчивости операторов при осуществлении служебной деятельности // Развитие человека в современном мире. 2017. № 1. С. 180–187.

6. Котик М. А. Психология и безопасность. 3 е изд., испр. и доп. Таллин: Валгус, 1989. – 448с.

7. Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю. Основы безопасности личности и общества: монография. М., 2010. 289 c.

8. Караяни А. Г. Психическая устойчивость: прочность или гибкость?: рецензия на книгу «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих» // Национальный психологический журнал. 2016. № 3 (23). С. 72–75.

9. Автоматизированное рабочее место военного психолога: метод. руководство. М.: ДИП, 2012. 320 с.

10. Kramer P. Prozac: le bonheursurordonnance? – L’enquête d’un médecinsur les nouveaux traitements de la dépression, F1rst-Documents, France, 1994. 10 р.

11. RafalS. Halteauxantidépresseurs, Marabout, France, 2003. 201 p.

12. Катунин А. П. Теоретический анализ специфики совместной деятельности сотрудников пограничных органов // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 1006–1009.

13. Методические рекомендации по психологической подготовке личного состава / сост. И. А. Дьячук, О. Я. Безушко, Ю. Г. Жариков, Н. М. Майорова, В. В. Савич, В. Н. Хоменков. М., 2016. 57 с.

14. Дергач А. А., Кандыбович С. Л. Очерки психологии управления: стратегии развития профессионала: монография. М.: МААН, 1997. 162 с.

15. Собольников В. В. Психологическая природа когнитивного диссонанса в условиях информационного стресса // Развитие человека в современном мире. Научный периодический журнал. 2017. № 2. С. 112–121.

16. Куликовский В. В., Боковиков А. М. Информационные нагрузки при умственной деятельности и астенический синдром // Физиология человека. 1993. № 1. С. 75–77.

17. Kieffer D. Encyclopédie de revitalisationnaturelle, Éditions Sully, France, 2001 (édition revue etaugmentée de Cures anti-stress et santé globale, publié en 2000). 310 р.

18. Бодров В. А. Информационный стресс: монография. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

19. Кудинова Т. В., Колганов А. В., Кудинов А. В. Оценка и коррекция профессионально важных психофизиологических свойств человека-оператора // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008. № 2 (12). С. 61–64.

20. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 123 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Иргит В.В. Особенности психологического сопровождения по развитию стрессоустойчивости личности оператора в служебной деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3328-3335. https://doi.org/10.15372/PEMW20190421

For citation: Irgit V.V. The features of psychological support for the development of stress resistance of the operator’s personality in official activity. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3328-3335. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190421

Просмотров: 453

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)