Роль самооценки личности в повышении эффективности учебной деятельности студентов
https://doi.org/10.15372/PEMW20190418
Аннотация
В статье ставится проблема взаимосвязи самооценки с эффективностью учебной деятельности студентов вуза. Рассматривается влияние внешних и внутренних факторов на эффективность учебной деятельности обучающихся. В качестве внешних по отношению к психологической структуре учебной деятельности анализируются такие факторы как система учебной деятельности, образовательная среда, методики преподавания учебных предметов, полифункциональная дидактическая система требований к школьному учебнику, педагогический стиль. Внутренними факторами, влияющими на формирование учебной деятельности, называются уровень и качество развития познавательных способностей, обучаемость, познавательные стили, самооценка. Представлены результаты эмпирического исследования по взаимосвязи с самооценкой учебной деятельности. Методологической основой исследования являются личностно-деятельностный подход Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева; теории учебной деятельности В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина; концепции психической регуляции деятельности, разработанных в исследованиях Б. Г. Ананьева, А. К. Марковой, Д. А. Леонтьева, А. Бандуры, Л. И. Божович и др. В исследовании применены методики оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г. В. Репкина, Е. В. Заика), которая опирается на подходы к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенные в работе А. Г. Асмолова и методика диагностики самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан). В результате эмпирического исследования были получены различные структуры взаимосвязи самооценки и эффективности учебной деятельности для групп учащихся с высокой и низкой успеваемостью. Самооценка у студентов с высоким уровнем успеваемости коррелирует с такими блоками учебной деятельности как мотивационный, целеполагания и построения учебной деятельности. Самооценка у студентов с низким уровнем успеваемости коррелирует с такими блоками учебной деятельности как целеполагания, построения учебной деятельности и контрольно-оценочной.
Об авторе
С. Е. МухинаРоссия
Мухина Светлана Еруслановна – кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и истории психологии
630117, г. Новосибирск, ул. Полевая 12–137
Список литературы
1. Мухина С. Е. Особенности саморазвития в юношеском возрасте // Развитие человека в современном мире. 2018. № 2. С. 42–50.
2. Цукерман Г. И. Пизанская башня отечественного образования // Школьный психолог. 2008. № 3. С. 2–9.
3. Шадриков В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. М.: Логос. 2017. 232 с.
4. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер. 2007. 352 с.
5. Гибельгауз О. С., Крутский А. Н. Технология системного усвоения знаний // Народное образование. 2012. № 2. С. 193–201.
6. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер. 2006. 380 с.
7. Гасанова Р. Р. Романова Е. А. Методы эффективного преподавания учебного материала или дидактическая логистика оптимизации информации // Глобальный научный потенциал. 2016. № 12 (69). С. 15–19.
8. Мухина С. Е. Диагностика взаимоотношений учителя и учащихся в системе развивающего образования // Журнал научно-педагогической информации. 2009. № 2. С. 26–45.
9. Кригер Е. Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 9–12.
10. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М., 1997. 392 с.
11. Мухина С. Е. Учет индивидуальных особенностей познавательных способностей младших школьников в учебном процессе // Начальное образование. 2004. № 3. С. 22–28.
12. Мухина С. Е. Парциальные особенности познавательных способностей младших школьников // Журнал научно-педагогической информации. 2009. № 1. С. 1–11.
13. Мухина С. Е., Рывкина Л. А. Индивидуальные различия в перцептивной деятельности младших школьников // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 6. С. 35–55.
14. Мухина С. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе через формирование когнитивных стилей и стратегий // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 4. С. 70–80.
15. Альбуханова К. А. История и перспектива психологии индивидуальности // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под науч. ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 384 с.
16. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика. 1989.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл. 2004. 352 с.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. 544 с.
20. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1962. 287 с.
21. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
22. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2002. 288 с.
23. Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13–26.
24. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 200 с.
25. Нижегородцева Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению. Ярославль: Аверс Прес, 2004. 338 с.
26. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Досумова С. Ш., Рзаева Ф. Р., Бобров В. В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. С. 55–66.
27. Леушкина Н. А. Педагогическое прогнозирование успеха на основе анализа личностных характеристик подростков // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. № 5. С. 120–126.
28. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия. 2000. 320 с.
29. Кальченко А. Г. Влияние самооценки и эффективность учебного процесса // Самара: Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5. С. 345–348.
30. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968. 232 с.
31. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
32. Резниченко М. А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 85–87.
33. Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993.
34. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение. 2008.
35. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: сб. научн. тр. / редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. М.: АПН СССР, 1988. C. 110–128.
36. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика. Т. 1. 1972. 246 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Мухина С.Е. Роль самооценки личности в повышении эффективности учебной деятельности студентов. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3307-3319. https://doi.org/10.15372/PEMW20190418
For citation: Mukhina S.E. The role of personal self-esteem in improving the effectiveness of students’ learning activities. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3307-3319. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190418
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.