Подготовка кадров для арктической зоны Республики Саха (Якутия)
https://doi.org/10.15372/PEMW20190413
Аннотация
В последние годы проблеме освоения арктических территорий во всем мире уделяется очень пристальное внимание, что связано с их огромным потенциалом, который еще недостаточно изучен и освоен. При изучении Арктики должен использоваться системный подход, рассматривающий в комплексе многие аспекты эффективного функционирования северных территорий. При подготовке кадров, способных работать в суровых северных условиях, необходим учет специфики работы в Арктической зоне. Необходимо разработать востребованные работодателями новые образовательные программы с перечнем дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, необходимые для ведения трудовой деятельности в экстремальных условиях Арктики. Цель статьи – показать, какие специалисты сегодня требуются для решения приоритетных задач развития северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия). При изучении материалов по теме статьи использовалось сочетание теорий системного и деятельностного подходов к подготовке кадров для работы в условиях Арктики. Кроме анализа, сравнения и обобщения содержания зарубежных и российских научных и информационных источников, имеющих отношение к заявленной проблеме, использовались также организационные (сравнительный и комплексный), эмпирический (экспертных оценок, анализа процесса), качественной обработки данных методы исследования, позволившие систематизировать полученные данные. Был проведен теоретический анализ научной, научно-популярной, учебной литературы по теме исследования; анализ учебно-методической документации (учебных планов, основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ дисциплин), нормативных документов (ФГОС, профессиональных стандартов, примерных основных образовательных программ, инструктивных писем Минобрнауки России и др.). Рассмотрены основные особенности функционирования арктических территорий Российской Федерации. Определены приоритетные задачи, которые необходимо решить для развития отраслевых секторов экономики и социальной сферы арктических территорий России. Установлен перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников для эффективной работы в суровых условиях Арктики. Разработанный перечень новых магистерских программ и отдельных модулей дисциплин, учитывающих специфику работы в условиях Арктики, может быть предложен другим образовательным организациям высшего образования для совместной подготовки специалистов.
Об авторах
В. П. ИгнатьевРоссия
Игнатьев Владимир Петрович – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости
677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50
И. П. Богушевич
Россия
Богушевич Инна Павловна – заместитель директора Департамента по обеспечению качества образования
677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50
А. А. Дарамаева
Россия
Дарамаева Анисия Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости
677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50
Список литературы
1. Путин: новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года будет принята в этом году // Арктика – территория диалога: материалы пятого международного арктического форума, 9–10 апреля 2019 г. Санкт-Петербург: ТАСС, 2019. URL: https://tass.ru/ekonomika/6312429 (дата обращения 30.05.2019).
2. Бердин В. Х., Кокорин А. О., Юлкин Г. М., Юлкин М. А. Возобновляемые источники энергии в изолированных населенных пунктах Российской Арктики. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2017. 80 с.
3. Власова Т. К., Петров А. Н., Волков С. Г. Мониторинг устойчивости Арктики в рамках между¬народного сотрудничества по наблюдениям в Арктике и изучении устойчивости // Арктические ведомости. 2017. № 1 (20). С. 124–131.
4. Цукерман В. А., Горячевская Е. С. Управление инновационно-технологическим развитием горно-обогатительных предприятий Арктической зоны Российской Федерации // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 6. С. 5–13.
5. Кондратьева В. И., Лукин Ю. Ф. Арктика: перспективы устойчивого развития // Арктика и Север. 2015. № 18. С. 148–169.
6. Ампилов Ю. П., Жуков О. В. Освоение недр Арктики: уточнение концепции или смена приори¬тетов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2018. № 1. C. 27–34.
7. Добрецов Н. Л., Похиленко Н. П. Минеральные ресурсы российской Арктики и проблемы их освоения в современных условиях // Геология и геофизика. 2010. Т. 51, № 1. С. 126–141.
8. Татаркин А. И., Захарчук Е. А., Логинов В. Г. Современная парадигма освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2 (18). С. 4–13.
9. Габдерахманова Т. С., Киселева С. В., Попель О. С., Тарасенко А. Б. Некоторые аспекты развития возобновляемой энергетики в Арктической зоне РФ // Альтернативная энергетика и экология. 2016. № 19–20. С. 41–53.
10. Зайченко В. М., Чернявский А. А., Новиков Н. Л., Новиков А. Н. Стратегия инновационного развития электроэнергетики в Арктической зоне России // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 68–79.
11. Васильев Б. Ю., Шульженко В. М. Подводная транспортировка в Арктике // Деловой журнал Neftegaz.RU. 2017. № 11. С. 18–22.
12. Степанов Н. С. Арктика и развитие северного морского пути в институциональной модернизации экономики России // Федерализм. 2019. № 1 (93). С. 5–23.
13. Давыденко А. А. Технологические решения по выгрузке контейнерных грузов на необорудованное побережье в условиях Арктики // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2016. № 5 (39). C. 7–19.
14. Соловьева Н. В., Лобковский Л. И. Метод оценки экологического риска при освоении ресурсов арктического шельфа // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 50–60.
15. Копылов М. Н., Копылов С. М. Экологически безопасная Арктика – гарантия устойчивого развития коренных народов севера и всего человечества // Арктика: история и современность. Труды международной научной конференции, 20–21 апреля 2016 г. СПб.: Наука, 2016. С. 297–309.
16. Дорогокупец В. С., Пипия Л. К. Арктика: сохранение окружающей среды // Наука за рубежом. 2016. № 49. С. 1–28.
17. Соколова Ф. Х., Золотарев О. В., Максимова Л. А., Сибиряков И. В. Стратегические приоритеты и практические формы реализации этнополитики в арктических субъектах Российской Федерации // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 133–158.
18. Лукин Ю. Ф. Этнокультурный ландшафт Российской Арктики: от концептуализации знаний к управлению конфликтами // Арктика и Север. 2015. № 21. С. 118–143.
19. Говорова Н. В. Российская Арктика: социально-демографический профиль // Народонаселение. 2017. № 2 (76). С. 112–118.
20. Симакова А. В., Степусь И. С. Обеспечение российской Арктики квалифицированными кадрами: миграционные потоки выпускников, регионы-доноры молодых кадров для Арктики // Арктические берега: путь к устойчивости. Материалы XXVII Международной береговой Ответственный редактор Е. А. Румянцева, 24–29 сентября 2018 г. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. С. 394–397.
21. Синчук Ю. В. Арктика в современном мире // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. С. 128–132.
22. Мачкарина О. Д., Дацюк Н. Д. Человек и Арктика: проблема подготовки кадров // Известия высших учебных заведений. Арктический регион. 2017. № 1. С. 35–44.
23. Ежегодник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова 2017. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. 382 с. URL: https://www.s-vfu.ru/ad/ejegodnik2017–2.pdf (дата обращения 12.06.2019).
24. Описание основной профессиональной образовательной программы высшего образования «Отечественная филология (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский языки и литература) по программе бакалавриата 45.03.01 Филология [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.s-vfu.ru/gos_fgos/files/%D0%98%D0%AF%D0%B8%D0%9A%D0%9D%D0%A1%D0%92%D0%A0%D0%A4–45.03.01–567desc.pdf (дата обращения 12.06.2019).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Игнатьев В.П., Богушевич И.П., Дарамаева А.А. Подготовка кадров для арктической зоны Республики Саха (Якутия). Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3265-3274. https://doi.org/10.15372/PEMW20190413
For citation: Ignatiev V.P., Bogushevich I.P., Daramaeva A.A. Training of personnel for the Arctic zone of the Sakha Republic (Yakutia). Professional education in the modern world. 2019;9(4):3265-3274. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190413
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.