Подготовка кадров для арктической зоны Республики Саха (Якутия)


https://doi.org/10.15372/PEMW20190413

Полный текст:




Аннотация

В последние годы проблеме освое­ния арктических территорий во всем мире уде­ляется очень пристальное внимание, что связано с их огромным потенциалом, который еще недо­статочно изучен и освоен. При изучении Аркти­ки должен использоваться системный подход, рассматривающий в комплексе многие аспекты эффективного функционирования северных тер­риторий. При подготовке кадров, способных рабо­тать в суровых северных условиях, необходим учет специфики работы в Арктической зоне. Необходи­мо разработать востребованные работодателя­ми новые образовательные программы с перечнем дисциплин, формирующих профессиональные ком­петенции, необходимые для ведения трудовой дея­тельности в экстремальных условиях Арктики. Цель статьи – показать, какие специалисты се­годня требуются для решения приоритетных за­дач развития северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия). При изучении матери­алов по теме статьи использовалось сочетание теорий системного и деятельностного подходов к подготовке кадров для работы в условиях Ар­ктики. Кроме анализа, сравнения и обобщения со­держания зарубежных и российских научных и ин­формационных источников, имеющих отношение к заявленной проблеме, использовались также ор­ганизационные (сравнительный и комплексный), эмпирический (экспертных оценок, анализа процесса), качественной обработки данных методы исследования, позволившие систематизировать полученные данные. Был проведен теоретиче­ский анализ научной, научно-популярной, учебной литературы по теме исследования; анализ учеб­но-методической документации (учебных планов, основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ дисциплин), норма­тивных документов (ФГОС, профессиональных стандартов, примерных основных образователь­ных программ, инструктивных писем Минобрнау­ки России и др.). Рассмотрены основные особенно­сти функционирования арктических территорий Российской Федерации. Определены приоритет­ные задачи, которые необходимо решить для раз­вития отраслевых секторов экономики и соци­альной сферы арктических территорий России. Установлен перечень профессиональных компе­тенций, которые должны быть сформированы у выпускников для эффективной работы в суровых условиях Арктики. Разработанный перечень но­вых магистерских программ и отдельных модулей дисциплин, учитывающих специфику работы в ус­ловиях Арктики, может быть предложен другим образовательным организациям высшего образо­вания для совместной подготовки специалистов.  


Об авторах

В. П. Игнатьев
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Россия

Игнатьев Владимир Петрович – док­тор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экс­пертизы, управления и кадастра недвижимости

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50



И. П. Богушевич
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Россия

Богушевич Инна Павловна  – заме­ститель директора Департамента по обеспечению ка­чества образования

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50



А. А. Дарамаева
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Россия

Дарамаева Анисия Анатольевна – кан­дидат педагогических наук, доцент кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50



Список литературы

1. Путин: новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года будет принята в этом году // Арктика – территория диалога: материалы пятого международного арктического форума, 9–10 апреля 2019 г. Санкт-Петербург: ТАСС, 2019. URL: https://tass.ru/ekonomika/6312429 (дата обращения 30.05.2019).

2. Бердин В. Х., Кокорин А. О., Юлкин Г. М., Юлкин М. А. Возобновляемые источники энергии в изолированных населенных пунктах Российской Арктики. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2017. 80 с.

3. Власова Т. К., Петров А. Н., Волков С. Г. Мониторинг устойчивости Арктики в рамках между¬народного сотрудничества по наблюдениям в Арктике и изучении устойчивости // Арктические ведомости. 2017. № 1 (20). С. 124–131.

4. Цукерман В. А., Горячевская Е. С. Управление инновационно-технологическим развитием горно-обогатительных предприятий Арктической зоны Российской Федерации // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 6. С. 5–13.

5. Кондратьева В. И., Лукин Ю. Ф. Арктика: перспективы устойчивого развития // Арктика и Север. 2015. № 18. С. 148–169.

6. Ампилов Ю. П., Жуков О. В. Освоение недр Арктики: уточнение концепции или смена приори¬тетов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2018. № 1. C. 27–34.

7. Добрецов Н. Л., Похиленко Н. П. Минеральные ресурсы российской Арктики и проблемы их освоения в современных условиях // Геология и геофизика. 2010. Т. 51, № 1. С. 126–141.

8. Татаркин А. И., Захарчук Е. А., Логинов В. Г. Современная парадигма освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2 (18). С. 4–13.

9. Габдерахманова Т. С., Киселева С. В., Попель О. С., Тарасенко А. Б. Некоторые аспекты развития возобновляемой энергетики в Арктической зоне РФ // Альтернативная энергетика и экология. 2016. № 19–20. С. 41–53.

10. Зайченко В. М., Чернявский А. А., Новиков Н. Л., Новиков А. Н. Стратегия инновационного развития электроэнергетики в Арктической зоне России // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 68–79.

11. Васильев Б. Ю., Шульженко В. М. Подводная транспортировка в Арктике // Деловой журнал Neftegaz.RU. 2017. № 11. С. 18–22.

12. Степанов Н. С. Арктика и развитие северного морского пути в институциональной модернизации экономики России // Федерализм. 2019. № 1 (93). С. 5–23.

13. Давыденко А. А. Технологические решения по выгрузке контейнерных грузов на необорудованное побережье в условиях Арктики // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2016. № 5 (39). C. 7–19.

14. Соловьева Н. В., Лобковский Л. И. Метод оценки экологического риска при освоении ресурсов арктического шельфа // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 50–60.

15. Копылов М. Н., Копылов С. М. Экологически безопасная Арктика – гарантия устойчивого развития коренных народов севера и всего человечества // Арктика: история и современность. Труды международной научной конференции, 20–21 апреля 2016 г. СПб.: Наука, 2016. С. 297–309.

16. Дорогокупец В. С., Пипия Л. К. Арктика: сохранение окружающей среды // Наука за рубежом. 2016. № 49. С. 1–28.

17. Соколова Ф. Х., Золотарев О. В., Максимова Л. А., Сибиряков И. В. Стратегические приоритеты и практические формы реализации этнополитики в арктических субъектах Российской Федерации // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 133–158.

18. Лукин Ю. Ф. Этнокультурный ландшафт Российской Арктики: от концептуализации знаний к управлению конфликтами // Арктика и Север. 2015. № 21. С. 118–143.

19. Говорова Н. В. Российская Арктика: социально-демографический профиль // Народонаселение. 2017. № 2 (76). С. 112–118.

20. Симакова А. В., Степусь И. С. Обеспечение российской Арктики квалифицированными кадрами: миграционные потоки выпускников, регионы-доноры молодых кадров для Арктики // Арктические берега: путь к устойчивости. Материалы XXVII Международной береговой Ответственный редактор Е. А. Румянцева, 24–29 сентября 2018 г. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. С. 394–397.

21. Синчук Ю. В. Арктика в современном мире // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. С. 128–132.

22. Мачкарина О. Д., Дацюк Н. Д. Человек и Арктика: проблема подготовки кадров // Известия высших учебных заведений. Арктический регион. 2017. № 1. С. 35–44.

23. Ежегодник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова 2017. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. 382 с. URL: https://www.s-vfu.ru/ad/ejegodnik2017–2.pdf (дата обращения 12.06.2019).

24. Описание основной профессиональной образовательной программы высшего образования «Отечественная филология (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский языки и литература) по программе бакалавриата 45.03.01 Филология [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.s-vfu.ru/gos_fgos/files/%D0%98%D0%AF%D0%B8%D0%9A%D0%9D%D0%A1%D0%92%D0%A0%D0%A4–45.03.01–567desc.pdf (дата обращения 12.06.2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Игнатьев В.П., Богушевич И.П., Дарамаева А.А. Подготовка кадров для арктической зоны Республики Саха (Якутия). Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3265-3274. https://doi.org/10.15372/PEMW20190413

For citation: Ignatiev V.P., Bogushevich I.P., Daramaeva A.A. Training of personnel for the Arctic zone of the Sakha Republic (Yakutia). Professional education in the modern world. 2019;9(4):3265-3274. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190413

Просмотров: 432

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)