Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства


https://doi.org/10.15372/PEMW20190403

Полный текст:




Аннотация

Проблема формирования цифро­вой грамотности общества рассмотрена че­рез созданные социокультурные предпосылки реализации программ цифровизации в различ­ных странах. Показано, что существующие для анализа цифровой вовлеченности методи­ки позволяют зафиксировать существующий «цифровой разрыв», но не дают ответ на во­прос о путях сохранения человеческого капи­тала в периферийных регионах. В том числе показано что реализация концепции «обще­ства знания» становится реальностью лишь для тех стран, система управления кото­рых согласована на государственном и регио­нальном уровнях, а также смогла претворить в жизнь принципы открытости и доступно­сти как в сфере образования, так и инфор­мационных технологий. Реализация данных принципов позволяет построить более гибкую систему образования, которая создаст соци­окультурные предпосылки отдаленным и ме­нее развитым регионам решить новые задач страны по формированию всеобщей цифро­вой грамотности и нейтрализации социальных проблем, обусловленных усиливающимся циф­ровым неравенством. В междисциплинарном исследовании применены институциональный, функциональный и социокультурный подходы. Выводы иллюстрированы результатами коли­чественной оценки основных параметров, ис­пользуемых для определения уровня цифровиза­ции общества.  


Об авторах

М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН
Россия

Абрамова Мария Алексеевна – доктор педагогиче­ских наук, профессор, заведующий отделом социаль­ных и правовых исследований ИФПР СО РАН, профес­сор кафедры социальной философии и политологии НГУ

630 090, Новосибирск, улица Николаева, 8



М. Фарника
Университет Зелена Гура
Польша

Фарника Маржанна – доктор психологии, профессор института педагогики, социологии и науки о здоровье

Зелена Гура



Список литературы

1. Абрамова М. А., Каменев Р. В., Крашенинников В. В. Высокие технологии: влияние на социальные институты и применение в профессиональном образовании. Новосибирск, 2018. 222 с.

2. Negroponte N. Being Digital. N. Y: Knopf, 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://inance.ru/2017/09/cifrovaya-ekonomika/ (дата обращения: 10.08.2019).

3. Цифровизация городов в условиях социального неравенства населения // Век качества. 2011. № 1. С. 38–44.

4. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46–62.

5. Индекс сетевой готовности информация об исследовании [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index/networkedreadiness-index-info (дата обраще¬ния: 10.08.2019).

6. The Global Information Technology Report. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/GITR_2016_full%20report_final.pdf (дата обращения: 12.08.2019).

7. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник [Электронный ресурс] / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. 197 с.

8. Информационное общество в Российской Федерации 2017: статистический сборник / К. Э. Лай-кам, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Росстат, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 328 с.

9. Global Innovation Index: место России в мире инноваций [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/flood/44152global-innovation-index-mesto-rossii-v-mire-innovaciy (дата обращения: 12.08.2019).

10. Rankings – 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2016 intro5.pdf. (дата обращения: 10.08.2019).

11. Rankings – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2018 intro5.pdf (дата обращения: 10.08.2019).

12. The Digital Economy and Society Index (DESI) 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (дата обращения: 10.08.2019)

13. Digital Economy and Society Index (DESI) 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.infopolicy.biz/?p=9322 (дата обращения: 10.08.2019)

14. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспертно-аналитический доклад (под науч. рук. В. Н. Княгинина). 2017. М.: ЦСР. 136 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novayatehnologicheskaya-revolutsiya-20171013.pdf (дата обращения: 12.08.2019).

15. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ, или искусство реформ. М.: ГУ ВШЭ. 2007. 24 c.

16. Полтерович В. М. Институты догоняющего развития и гражданская культура / Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 205. 2017. № 3. С. 314–328.

17. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf. (дата обращения: 12.08.2019).

18. Волченко О. В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163–182.

19. Глоссарий по информационному обществу/ Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. M.: Институт развития информационного общества, 2009. 160 с.

20. Hsieh J. J. Po-An, Rai A., Keil M. Understanding digital inequality: Comparing continued use behavioral models of the socio-economically advantaged and disadvantaged. MIS quarterly. 2008. P. 97–126.

21. Selwyn N. Reconsidering political and popular understandings of the digital divide. New Media & Society. 2004. Т. 6. no. 3. P. 341–362.

22. Kvasny L., Keil M. The challenges of redressing the digital divide: A tale of two US cities. Information systems journal. 2006. Т. 16. no. 1. P. 23–53.

23. Проект цифровая грамотность [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/mindex. (дата обращения: 12.08.2019).

24. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 15.08.2019).

25. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы //Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97) С. 3–12.

26. Polanyi M. The Tacit Dimension. Garden City. New York: Doubleday, 1966.

27. Jarzabkowski P., Sillince J. A. A., Shaw D. Strategic ambiguity as a rhetorical resource for enabling multiple interests //Human Relations. 2010. no. 63 (2). P. 219–248.

28. Sorlin S. Funding diversity: performance-based funding regimes as drivers of differentiation in higher education systems //Higher Education Policy. 2007. no. 20. P. 413–440.

29. Hewitt-Dundas N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities// Research Policy. 2012. no. 41. P. 262–275.

30. Siegel D. S., Waldman D., Link A. N. Assessing the impact of organizational practices on the relative productivity of university technology transfer offices: an exploratory research // Research Policy. 2003. no. 32 (1). Р. 27–48.

31. Antonelli C. The new economics of the university: a knowledge governance approach // The Journal of Technology Transfer. 2008. no. 33. Р. 1–22.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Абрамова М.А., Фарника М. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3167-3175. https://doi.org/10.15372/PEMW20190403

For citation: Abramova M.A., Farnika M. Digitalization of education in the context of digital inequality. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3167-3175. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190403

Просмотров: 868

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)