Социальная инженерия в сфере профессионального образования
https://doi.org/10.15372/PEMW20190402
Аннотация
В статье рассматривается социоинженерная деятельность, выявлены цель, объект, субъект и механизм осуществления социальной инженерии. Показано, что социальная инженерия представляет собой многоаспектную деятельность, направленную на сохранение и воспроизводство целостности систем или их целенаправленную трансформацию. Рассмотрены основные направления социальной инженерии (социоинженерные исследования, проектно-конструкторская, организационно-технологическая и консультативно-управленческая деятельность), и соответствующие им профессиональные квалификации (социальный аналитик, специалист по социальному конструированию, социальный технолог и консультант по управлению). Выявлено, что в России профессиональных стандартов в этой сфере не сформировано, отсутствуют (в чистом виде) и направления профессиональной подготовки, а потому возможно внедрение социальной инженерии лишь в части специализаций и профилей по родственным направлениям профессионального образования. Отмечено, что новые федеральные государственные стандарты высшего образования расширяют границы внедрения социальной инженерии в образовательный процесс, представленные в них требования к формированию универсальных и общепрофессиональных компетенций соответствуют основным направлениям социоинженерной деятельности. Установлено, что важным элементом профессиональной подготовки в области социальной инженерии выступает работа над социальными проектами как специфический вид междисциплинарной деятельности, направленный на предупреждение, минимизацию или полное разрешение конкретных социальных проблем. Показано, что спектр социально значимых проектов достаточно широк: от научно-образовательных до культурно-воспитательных и благотворительных. Доказано, что умение планировать, организовывать и реализовывать социальные проекты – необходимая составляющая профессионального образования социальных аналитиков, конструкторов, технологов и консультантов. В качестве примера описаны результаты деятельности по формированию модели социоинженерной подготовки в рамках образовательных профилей, реализуемых в институте социального инжиниринга ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».
Об авторе
С. Ю. ПискорскаяРоссия
Пискорская Светлана Юрьевна – доктор философских наук, доцент, директор института социального инжиниринга
660 037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Список литературы
1. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. 343 с.
2. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. 196 с.
3. Skarzauskiene A., Tamosiunaite R., Zaleniene I. Defining social technologies // Conference Paper (PDF Available), 2013. [Электронный ресурс]. URL:https://www.researchgate.net/publication/267394392_Defining_social_technologies (дата обращения 25.07.2019).
4. Mitnick K., Simon W. L. The Art of Deception: Controlling the Human Element of Security. – Wiley Books, 2003. [Электронный ресурс]. URL: https://sbisc.ut.ac.ir/wp-content/uploads/2015/10/mitnick.pdf (дата обращения 25.07.2019).
5. Кузнецов М. В., Симдянов И. В. Социальная инженерия и социальные хакеры. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. 368 с.
6. Hauser P. M. Social Science and Social Engineering // Philosophy of Science. 1949. Vol. 16, No. 3. P. 209–218. URL: https://www.jstor.org/stable/185516 (дата обращения 24.07.2019).
7. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 х томах. М., 1992. 448 с.
8. Carlson B. Social engineering, 1899–1999: An Odyssey through the New York Nimes // American Studies in Scandinavia. 2005. № 37 (1). P. 69–94.
9. Борисова Е. Р. Социально-философские основания стратегии управления качеством образования в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/5/borisova.pdf (дата обращения 22.07.2019).
10. Агафонова Е. В. Философские аспекты образования: университет и смена образовательных стратегий // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 24–30.
11. Кязимов К. Г. Взаимодействие учреждений образования с субъектами рынка труда // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2421–2432.
12. Алдошина М. И. Инновационные практики формирования предпринимательских компетенций в опорном университете // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2484–2492.
13. Knyazev N. A., Buyankina R. G., Zukov R. A., Piskorskaya S. Yu. Social Paradigm Of Russian Flagship Universities // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Volume L (50). P. 592–600.
14. Нетесов С. В. Формирование нового типа профессионала – задача инновационного общества // Инновационный человек и инновационное общество / под ред. В. И. Супруна. Н.: Тренды, 2012. С. 298–308.
15. Веселов В. А. Социальная инженерия: сущность и парадигмальная методология: автореф. дисс. … канд. философ. наук. М., 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-inzheneriya-suschnost-i-paradigmalnaya-metodologiya#ixzz5ugAhWNcn (дата обращения 22.07.2019).
16. Резник Ю. М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 87–96.
17. Резник Ю. М. Социальная инженерия как профессия // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318, № 6. С. 124–130.
18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
19. Pohoryles R., Tommasi D. Innovation: society, research, technology, innovation // The European Journal of Social Science Research. 2017. Vol. 30, no. 4. P. 385–387. [Электронный ресурс]. URL: https://www.innovation.tuberlin.de/fileadmin/i62_ifsgktypo3/en_TUTS_WP_4_2011_FINAL.pdf (дата обращения 21.07.2018)
20. Katarzyna Zak. The knowledge economy – the diagnosis of its condition in selected countries // Studia Ekonomiczne / Uniwersytet Ekonomiczny w Katowicach. 2016. № 271. Р. 176–188.
21. Соловьев В. П. Социальные функции инновационной личности // Инновационный человек и инновационное общество / под ред. В. И. Супруна. – Н.: Тренды, 2012. С. 151–162.
22. Профессиональные объединения (ассоциации) консультантов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.priormanage.ru/ctns-805–1.html (дата обращения 30.07.2019).
23. Управленческий консалтинг: задачи, методы и этапы оказания услуги. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/guide/upravlencheskii-konsalting.html (дата обращения 31.07.2019).
24. Плотников М. В. Социальные технологии менеджмента. Hi-tech в управлении: модели, методы, практики. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. 148 с.
25. Ачкасова В. А., Володина Л. В. Связи с общественностью как социальная инженерия. М.: Юрайт, 2017. 344 с.
26. Российский государственный социальный университет [Электронный ресурс]. URL: https://rgsu.net/about/faculties/ (дата обращения 31.07.2019).
27. Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). [Электронный ресурс]. URL: https://kosygin-rgu.ru/institutes/isi/index.aspx (дата обращения 31.07.2019).
28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/420301_B_3_30062017.pdf (дата обращения 30.07.2019)
29. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/390302_B_3_07032018.pdf (дата обращения 30.07.2019)
30. Пискорская С. Ю. Философия инновационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8 № 3. С. 2024–2031.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Пискорская С.Ю. Социальная инженерия в сфере профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3158-3166. https://doi.org/10.15372/PEMW20190402
For citation: Piskorskaya S.Y. Social engineering in the field of vocational education. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3158-3166. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190402
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.