Некоторые вопросы соблюдения преемственности в образовательных программах педагогических вузов
https://doi.org/10.15372/PEMW20190214
Аннотация
Главное условие создания целостной системы непрерывного образования – обеспечение преемственности между уровнями общего среднего и высшего образования. В статье рассмотрены нормативные требования к соблюдению принципа преемственности образовательных программ общего среднего и высшего педагогического образования. В Казахстане осуществляется процесс внедрения обновленного содержания школьного образования, которое направлено на обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, усиление воспитательной составляющей с учетом духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». Поэтапный переход к обновленному содержанию осуществляется на основе Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы. В связи с этим разработаны и утверждены государственные общеобязательные стандарты образования, типовые учебные планы и учебные программы. Обновление содержания школьного образования ставит перед собой главную цель – совершенствование профессионально-методической подготовки будущих учителей в педагогических высших учебных заведениях в контексте обновления образовательной программы высшего образования. Содержание образовательных программ высшего педагогического образования должно быть нацелено на реализацию принципа непрерывности изучения школьного курса, т. е. представлено преемственно связанными друг с другом разделами дисциплины, в том числе в интеграции с методическими дисциплинами, что значительно улучшит качество профессиональной подготовки будущих учителей. Однако результаты анализа действующих отечественных образовательных программ высшего и послевузовского образования показали, что в их содержании не в полной мере учтены внесенные в школьные программы изменения, дисциплины были слабо скорректированы с содержанием школьного образования, не во всех педагогических вузах страны учитывается сбалансированность, спецдисциплины слабо скоррелированы с методикой преподавания. Это в свою очередь отрицательно сказывается на качестве подготовки педагогов-учителей и может привести к нарушению требований законодательства. От качества подготовки выпускников специальностей в педвузе зависит качество обучения школьников, а значит и будущее школьного образования. Таким образом, изменения, происходящие в содержании общего среднего образования и методах педагогического обучения, требуют совершенствовать преемственные связи, искать новые пути реализации обеспечения преемственности между образовательными программами разных уровней образования.
Об авторах
Ш. М. ШуиншинаКазахстан
Шуиншина Шолпан Мырзакасымовна – кандидат педагогических наук, доцент
г. Нурсултан
Е. А. Альпеисов
Казахстан
Альпеисов Есенбай Ашималиевич – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник
г. Нурсултан
Е. А. Туяков
Казахстан
Туяков Есенкельды Алыбаевич – кандидат педагогических наук, доцент
г. Алматы
Б. С. Ахметова
Казахстан
Ахметова Ботагоз Саликовна – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник
г. Нурсултан
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» / Утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018г.). Астана, 2018. 197 с.
2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016– 2019 годы: Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460. Астана, 2018.
3. Государственные общеобязательные стандарты среднего образования (начального, основного среднего, общего образования) / Утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
4. Типовые учебные программы по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций / Утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115.
5. Государственный общеобязательный стандарт основного среднего образования: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Астана, 2018.
6. Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Астана, 2018.
7. Abylkassymova A. E., Tuyakov E. A. On modernization of the system of continuous pedagogical education in the republic of Kazakhstan in modern conditions // PONTE International Journal of Sciences and Research. 2018. Vol. 74, No. 1/SI. P. 113–118. DOI: 10.21506/j.ponte.2018.1.28.
8. Shuinshina Sh., Tuyakov Y., Alpeissov Y., Zhanseitova L., Ardabayeva A. Modernization of the system of continuous natural science education in the Republic of Kazakhstan //ADALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2018. Vol. 8, Issue 1, Special Issue IV. P. 86–92.
9. Әбілқасымова А. Е., Қосанов Б. М. Қазақстандағы математиканы оқыту әдістемесінің қалыптасуы мен дамуы. Алматы: Мектеп, 2018. 264 б.
10. В решении вопросов развития системы высшего образования РК поможет ОЭСР [Электронный ресурс]. URL: http://iac.kz/en/events/v-reshenii-voprosov-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniyark-pomozhet-oesr (дата обращения: 1.04.2019)
11. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования / Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
12. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования / Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292.
13. Abylkassymova A. E. On Mathematical-Methodical Training Of Future Mathematics Teacher In The Conditions Of Content Updating Of School Education // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2018. Vol. 8, Issue 3. P. 411–414.
14. Абылкасымова А. Е., Жумагулова З. А. О некоторых аспектах содержания математического образования в школе и педвузе // Наука и Школа. 2016. № 1. С. 157–161.
15. Абылкасымова А. Е. Совершенствование методико-математической подготовки будущего учителя в условиях реализации обновленного содержания школьного образования // Известия Межд. казахско-турецкого университета им. Х. А. Ясави. Серия: математика, физика, информатика. 2018. Т. 1, № 1 (4). С. 5–8.
16. Шуиншина Ш. М., Альпеисов Е. А., Ахметова Б. С., Туяков Е. А., Адамова М. Е. Преемственность учебных программ по уровням образования // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 2. С. 23–28.
17. Тұяқов Е. А., Қайыңбаев Ж. Т. Педагогикалық жоғары оқу орындарында болашақ математика мұғалімдерін даярлау мәселелері // Қ. А. Ясауи атындағы Халықаралық қазақ-түрік университетінің хабарлары. Математика, физика, информатика сериясы. 2018. Т. 1, № 1 (4). Б. 159–162.
18. Абылкасымова А. Е. Подготовка учителей математики в Казахском национальном педагогическом университете в условиях обновления содержания школьного образования // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: сборник материалов IV Международной научной конференции. Т. 2. Москва: МПГУ, 2018. С. 8–13.
19. Shuinshina S. M., Alpeisov E. A., Zhakupov A. A., Burunbetova K. K. Continuity of Natural Science Education in the System of “School-University” Sino-US // English Teaching. 2018. Vol. 15, № 5. P. 242–252.
20. Шуиншина Ш. М., Альпеисов Е. А., Бурунбетова К. К., Жакупов А. А. Преемственность содержания учебных программ при изучении естественнонаучных дисциплин // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2265–2275.
21. Shuinshina S. M., Zhakupov A. A., Burunbetova K. K., Doğru M. An analytical review of the continuity of natural scientific education in the “School-university” system in oecd countries // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2018. № 5. Б. 116–123.
22. Шуиншина Ш. М., Альпеисов Е. А., Ахметова Б. С., Туяков Е. А., Адамова М. Е. Некоторые вопросы модернизации системы образования Казахстана [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28692 (дата обращения: 1.04.2019)
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шуиншина Ш.М., Альпеисов Е.А., Туяков Е.А., Ахметова Б.С. Некоторые вопросы соблюдения преемственности в образовательных программах педагогических вузов. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2775-2785. https://doi.org/10.15372/PEMW20190214
For citation: Shuinshina S.M., Alpeisov E.A., Tuyakov Y.A., Akhmetova B.S. Some compliance issues and continuity in educational programs of pedagogical universities. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2775-2785. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190214
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.