ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
https://doi.org/10.15372/PEMW20190114
Аннотация
В статье рассмотрены историко-методологические основы исследования профессионального развития педагога. Проведен анализ представлений о профессиональном развитии педагога отечественных и зарубежных ученых, а также факторов, обеспечивающих его результативность. Авторы подчеркивают, что понятие «профессиональное развитие педагога» трактуется исследователями по-разному, но общим для всех определений является выделение профессионального и личностного компонентов в развитии педагога. Исследование обобщает философские, педагогические работы, посвященные проблеме развития личности, ведущие положения психологии личности и личностного подхода в образовании, системно-деятельностного и акмеологического научных подходов. Выявлено, что многие исследовательские работы по проблеме исследования базируются на идее Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития личности, а также о ведущей роли в этом обучения. Несмотря на многосторонний анализ проблемы профессионального развития педагога в образовательных организациях разного типа, недостаточно исследованным остается вопрос об организационно-педагогических условиях профессионального развития педагога в образовательной организации среднего профессионального образования. Именно этот уровень системы образования, позволяющий решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров, в последние годы подвергается активным реформам, связанным с модернизацией образовательных организаций.
Об авторах
С. A. РынковаРоссия
Рынкова Светлана Анатольевна – аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирский автотранспортный колледж (630123, г. Новосибирск, ул. Якушева, 31)
М. A. Абрамова
Россия
Абрамова Мария Алексеевна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий отделом социальных и правовых исследований, Институт философии и права СО РАН; профессор, Новосибирский государственный университет (630 090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2)
Список литературы
1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
2. Катербарг Т. О. Профессиональное развитие педагога в проектной деятельности общеобразовательной организации: автореферат дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2015. 234 с.
3. Федорова Г.А. Профессиональное развитие педагогов в условиях интегрированной информационно-образовательной среды «школа-педвуз: автореферат дис. … д-ра пед. наук. Красноярск, 2016. 42 с.
4. Evans L. What is teacher development? // Oxford Review of Education. 2002. Vol. 28, no. 1. P. 123–137.
5. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994.
6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., 1976.
7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.3. М., 1948. 692 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 c.
9. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Развитие личности. 2008. № 2. С. 8–19.
10. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 430 с.
11. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–109.
12. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990. 144 с.
13. Postholm M. B. Teachers’ Professional Development: A Theoretical Review // Educational Research. 2012. Vol. 54, no. 4. December. P. 405–429.
14. Smith C., Hofer J., Gillespie M., Solomon M., and Rowe K. How Teachers Change: A Study of Professional Development in Adult Education // Teacher Change and Development. Nova Science Publishers, Inc. New York. 2006. P. 11–156.
15. Potolea D., Toma S. The Dynamic and Multidimentional Structure of the Teachers Professional Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. P. 113–118.
16. Girvan C., Conneely C., Tangney B. Extending Experiential Learning in Teacher Professional Development // Teaching and Teacher Education. 2016. P. 129–139.
17. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.
18. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография / под ред. В.П. Бедерхановой, А. А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
19. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
20. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. 85 с.
21. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
22. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. Новосибирск, 2011. 188 с.
23. Каминская М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2004. 396 с.
24. Пазекова Г.Е. Профессионализм педагога в реализации личностно-ориентированного подхода: дисс. … канд. психол. наук. Ульяновск, 2001. 167 с.
25. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: дисс…. д-ра психол. наук. Тамбов, 2008. 487 c.
26. Паканова В.С. Непрерывное развитие педагогического профессионализма преподавателя инженерного вуза в условиях дополнительного профессионального образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2014. 23 с.
27. Елкина Я.А. Креативность как фактор профессионально-личностного развития учителя средней школы: дисс. … канд. психол. наук. Тверь, 2013. 218 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Рынкова С.A., Абрамова М.A. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2512-2519. https://doi.org/10.15372/PEMW20190114
For citation: Rynkova S.A., Abramova M.A. HISTORICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF TEACHER’S PROFESSIONAL DEVELOPMENT RESEARCH. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2512-2519. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190114
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.