ВИЗУАЛЬНЫЕ КОННОТАЦИИ ТЕОРЕТИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190110

Полный текст:




Аннотация

В настоящей работе осуществлена попытка изменения традиционной процедуры теоретизации социальных феноменов в части обращения ее к визуализации в качестве дополнительной компоненты репрезентации теоретических высказываний относительно исследуемого объекта. Теоретизация социальных феноменов базируется на таких процессах, как абстрагирование, формализация, идеализация и построение схем. Приведен экскурс в мультидисциплинарные научные работы, посвященные различным видам интеракции с идеальными объектами в процессе познания элементов социальной реальности. Расширение абриса теоретизации путем внесения новой компоненты «визуальной модели», по мнению автора, базируется на исследованиях ученых визуального восприятия в гуманитарных и естественных науках и позволяет получить результат теоретизации в доступных для мышления человека формах – графических образах. Предложен подход к конструированию результатов теоретических рефлексий социальных феноменов на примере образования в билатеральном контексте теоретизации. В качестве билатеральной основы конструирования предлагается двухкомпонентная (теоретическая и визуальная) схема, содержащая абстрактные объекты, выступающие в виде идеально-типических конструктов осмысления изучаемого социального феномена. В качестве теоретико-методологической основы выступают фундаментальные междисциплинарные подходы, получившие развитие в области изучения феномена «образование». Исследовательскую стратегию, выступающую научным фундаментом конструирования, составят группы, доминирующие в научных кругах, в результатах практик. Анализ источников показал, что научную оптику, в призме которой находится объект познания – феномен «образования», можно собрать под единым «научным куполом»: нормативизм, субъективизм и их интегрирующую парадигму. По мнению автора, визуальные конструкции расширяют диапазон осмысления и интерпретации теоретических высказываний относительно социальных феноменов.


Об авторе

В. В. Вихман
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Россия
Вихман Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет; доцент кафедры вычислительной техники (факультет автоматики и вычислительной техники), начальник отдела (учебное управление) (Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20, оф. 225)


Список литературы

1. Стёпин В. С. Системность теоретических моделей и операции их построения. Философия науки. М.: ИФ РАН, 1995. Вып. 1: Проблемы рациональности.

2. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005. 528 с.

3. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретизации знания. М., 1996.

4. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М.: Росс. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с. (Серия «Humanitas»)

5. Бахтин М.М. Гуманитарное познание. Диалектика познания. М.: Азбука, 2000.

6. Порус В. Н. Стиль научного мышления // Теория познания: в 4т. / под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1993. Т. З. Познание как исторический процесс. С. 225–263.

7. Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология. Философия науки. 2006. Т. II, № 2. С. 5–14.

8. Розов Н.С. Историческая макросоциология: Методология и методы. Новосибирск: НГУ, 2009.

9. Ардашкин И.Б. Феноменология научной проблемы в условиях когнитивного поворота. Томск: STT, 2013. 282 с.

10. Максвелл Дж. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М., 1952.

11. Аксенов Н.Р. Теоретико-методологические проблемы моделирования философского знания: дисс. … д-ра филос. наук. М., 1981. 354 с.

12. Ястремский И.Н. Язык графического моделирования как метод субъектно-объектных отношений в производстве: дисс. … д-ра филос. наук. М., 1993. 299 с.

13. Белова З. С. Визуализация научно-теоретического знания. М.: Прометей, 2005.

14. Белова З. С. Визуализация научного знания в сфере сервиса // Сервис Plus. 2010. № 2. С. 3–8.

15. Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции: дисс. … д-ра филос. наук. Уфа, 2000.

16. Давыдова В. Ю. Методология визуализации теоретических знаний // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 3 (84). С. 24–28.

17. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1949–1992.

18. Большая советская энциклопедия. М., 2012.

19. Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998.

20. Психология и педагогика: курс лекций / А.К. Луковцева М.: КДУ, 2008. 192 с.

21. Вихман В. В. Образование как трансдисциплинарный объект научной теоретизации: поиск решений // Фундаментальные аспекты психического здоровья. 2018. № 3. С. 75–78.

22. Макулин А.В. Эволюция табличного метода в истории философии: от мистики Древнего Востока до новоевропейского мышления // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 24–26.

23. Макулин А.В. Визиософия: монография: в 2 ч. Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2017. Ч. 1. Око Линкея и щит Персея.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Вихман В.В. ВИЗУАЛЬНЫЕ КОННОТАЦИИ ТЕОРЕТИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2476-2483. https://doi.org/10.15372/PEMW20190110

For citation: Vikhman V.V. VISUAL CONNOTATIONS OF THEORETIZATIONS OF SOCIAL PHENOMENS. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2476-2483. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190110

Просмотров: 430

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)