ИНВЕРСИВНЫЙ АНАЛИЗ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


https://doi.org/10.15 372/PEMW20190106

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается анализ инверсивных отношений как исследовательский метод. Посредством данного метода анализируются образовательные системы. Под инверсией понимается такое положение в иерархической системе, когда низший элемент приобретает в ней главенствующее значение. Противоположное состояние, соответствующее исходным отношениям в иерархии, обозначается как отношения ордера. Порядок в иерархии обеспечивается действием некоторых организационных принципов. Инверсии возникают в результате столкновения двух или более таких принципов между собой. Вследствие этого в иерархии возникают внутренние напряжения, которые способны разрушить данную систему. Однако в некоторых случаях эти напряжения могут быть полезны, поскольку они подготавливают следующий шаг (ароморфоз) в саморазвитии данной системы. Уже развившиеся инверсии встраиваются в систему и не могут быть изъяты из нее без разрушительных последствий. Применительно к сфере образования анализ инверсий имеют значение в нескольких аспектах. Во-первых, он необходим для правильного целеполагания при создании образовательных систем. Во-вторых, анализ инверсий показывает воздействие образования на ситуацию в социальной иерархии. В-третьих, инверсии проявляются непосредственно в структуре образовательной деятельности. Этот аспект рассматривается в статье более подробно. Например, в образовательной деятельности инверсии проявляются в учебных играх. В игре процесс деятельности становится важнее результата. Игровая деятельность в образовании сохраняет эффективность до тех пор, пока занимает отведенную ей нишу. Проявляются инверсии и в том случае, когда результаты контроля в образовании выдвигаются на первый план. При этом инверсии проявляют деструктивные свойства. Если контрольные мероприятия в обучении становятся доминирующими, учение превращается в зубрежку. Наконец, инверсии возникают и в случае академической прокрастинации. В данном случае эмоциональная реакция на полученное учебное задание становится важнее, чем желание добиться цели при его выполнении. Таким образом, анализ инверсий в иерархических системах представляет собой весьма актуальный и эффективный метод исследования, позволяющий выявлять системные противоречия. Особенно перспективен этот метод применительно к образовательным системам.


Об авторе

Д. A. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
Россия
Севостьянов Дмитрий Анатольевич – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом, Новосибирский государственный аграрный университет (Российская Федерация, Новосибирск, Никитина 155)


Список литературы

1. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА Книжный клуб, Республика, 1999. 392 с.

2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 316 с.

3. Севостьянов Д. А. Противоречие и инверсия. Новосибирск: Золотой колос, 2015. 245 с.

4. Putnam Н. Pragmatism and realism. Edited by James Conant and Urszula M. Zeglen. London and New York: Routledge, Taylor & Francis e-Library, 2005. 242 p.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26, Ч. III. М.: ИПЛ, 1964.

6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.

7. Севостьянов Д. А., Гайнанова А.Р. Особенности аксиологической иерархии // Философия науки. 2011. №3. С. 3–15.

8. Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р. Ценности образования: инверсия смыслов // Высшее образование в России. 2014. №2. С. 43–48.

9. Черных С.И. Социальные лифты в образовании: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2018. №6. С. 88–94.

10. Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации // Мотивация и деятельность: в 2т. Т. 2. М: Педагогика, 1986. С. 234–248.

11. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. Ташкент: Медицина, 1986. 320 с.

12. Сергеева М. Г. Особенности разработки имитационного практикума «Учебная фирма» // Современная наука. 2015. №1. С. 47–52.

13. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М.: Добрая книга, 2016. 432 с.

14. Авдеева Т. И., Высокос М.И., Зыкова С.И. Применение метода case-study в преподавании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10–2. С. 81–83.

15. Толстова И.Э., Калошина Е.Ю. Программный подход в формировании научно-исследовательских компетенций студентов // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17). С. 179–187.

16. Бузарова Е.А., Четыз Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 327–338.

17. Севостьянов Д.А. Безродная Г.В., Чельцов М.В. Педагогический контроль: инверсия целей и средств // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 31–37.

18. Севостьянов Д.А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 57–65.

19. Барабанщикова В.В., Марусанова Г.И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 130–140.

20. Ханжина О.А., Гайфуллина Д.Р. Организация времени от личной эффективности к развитию фирмы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 125–128.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.A. ИНВЕРСИВНЫЙ АНАЛИЗ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2433-2442. https://doi.org/10.15 372/PEMW20190106

For citation: Sevostyanov D.A. INVERSIVE ANALYSIS IN MODERN EDUCATION. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2433-2442. (In Russ.) https://doi.org/10.15 372/PEMW20190106

Просмотров: 540

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)