МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО VS. КОНКУРЕНЦИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190103

Полный текст:




Аннотация

Статья нацелена на установление причин недовольства реформами высшего образования. Автор усматривает их истоки в несовпадении концептуальных метафор образования, которыми руководствуются работники высшей школы и мега- и макрорегуляторы системы образования. Экономцентричная логика последних заставляет ориентировать индивидов и целые организации высшего образования на конкурентные отношения. Однако это противоречит русской ментальности, и конкуренция зачастую осуществляется за счет сотрудничества. Противостояние патерналистскому стилю управления является мощным интегрирующим фактором. Автор выделяет и описывает несколько уровней, на которых прослеживаются отношения конкуренции и сотрудничества, а также характеризует социально-одобряемые и девиантные способы их осуществления. Отношения сотрудничества являются механизмами интеграции в подсистеме высшего образования, а механизмы дифференциации реализуются в конкурентных отношениях. Оба механизма взаимосвязаны и взаимообусловлены и выражают процессы, присущие развитию любой системы. Тем не менее то, какими методами осуществляются интеграция и дифференциация, будет влиять на жизнеспособность системы и нравственный климат внутри нее. В свете недовольства граждан проводимыми реформами высшего образования чрезвычайно важным оказывается их аксиологический аспект. Делается вывод о необходимости возвращения в высшую школу идеалов достоинства, а также научной, преподавательской и студенческой этики, что возможно только при соблюдении мега- и макрорегуляторами принципов управленческой диалектики, то есть уравновешивания вертикали власти горизонтальными сетевыми отношениями на основе механизмов конкуренции и сотрудничества внутри профессионального сообщества. В данной ситуации профессиональное сообщество само сможет выделить и предложить релевантные для высшего образования как процесса результаты и ценности, показатели оценки образовательной и научной деятельности вузов и эффективности работы ППС.


Об авторе

С. Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Россия
Полянкина Софья Юрьевна – старший преподаватель, кафедра иностранных языков, факультет гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет (Российская Федерация, 630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20


Список литературы

1. Балацкий Е. В. Как из высшего образования в России раздули пузырь?// Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7, № 11. С. 56–83.

2. Смирнова А. Экспертиза катастрофы [Электронный ресурс]. URL: https://www.nakanune.ru/articles/114501/ (дата обращения: 08.11.2018).

3. Черных С.И., Паршиков В.И., Панарин В.И. Конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг // Профессиональное образование в современном мире. 2014. №3 (14). С. 22–31.

4. Сергеев С.С. Аксиологические проблемы коммерциализации высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. №3 (6). С. 50–55.

5. Lakoff G., Johnson М. Metaphors We Live By. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980 (2008). 273 p.

6. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013. 224 с.

7. Grove J. Do great minds think alike? [Электронный ресурс]. The THE. 2017. / Lindau Nobel Laureates Survey. Times Higher Education. URL: https://www.timeshighereducation.com/features/do-greatminds-think-alike-the-the-lindau-nobel-laureates-survey (дата обращения: 08.11.2018).

8. Country Comparison. What about Russia [Электронный ресурс]. URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/russia/ (дата обращения: 08.11.2018).

9. Буланов К. ВШЭ оценила уровень академического мошенничества в вузах [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/11/02/785516-vshe-akademicheskogo-moshennichestva (дата обращения: 08.11.2018).

10. Лекториум [Электронный ресурс]. URL: https://www.lektorium.tv/ (дата обращения: 28.11.2018).

11. ПостНаука [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/ (дата обращения: 28.11.2018).

12. Открытая кафедра [Электронный ресурс]. URL: http://ok.academy/ (дата обращения: 28.11.2018).

13. Лектории Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/lectorian/ (дата обращения: 28.11.2018).

14. Открытый университет Сибири [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PL-Eo_6DXHWc3Vc5ZryGl-G2GwsczuuKHn (дата обращения: 28.11.2018).

15. Вольное сетевое сообщество «Диссернет» [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissernet.org/ (дата обращения: 28.11.2018).

16. Полянкина С.Ю. Категории социальной интеграции и дифференциации в категориальном аппарате философии образования // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №2. С. 66–74.

17. Полянкина С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. 2013. №2. С. 76–82.

18. Lockwood D. Social Integration and System Integration // Exploration in Social Change / ed. by G. K. Zollschan and W. Hirsh. L.: Routledge, 1964. P. 244–257.

19. Durkheim E. The Division of Labor in Society. N. Y.: The Free Press, 1933. 439 p.

20. Черных А., Миронова К. Вузы разделят на три разряда [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/society/34952271/?frommail=1 (дата обращения: 08.11.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Полянкина С.Ю. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО VS. КОНКУРЕНЦИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2397-2405. https://doi.org/10.15372/PEMW20190103

For citation: Polyankina S.I. MECHANISMS OF INTEGRATION AND DIFFERENTIATION IN HIGHER EDUCATION: COOPERATION VS. COMPETITION. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2397-2405. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190103

Просмотров: 425

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)