МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО VS. КОНКУРЕНЦИЯ
https://doi.org/10.15372/PEMW20190103
Аннотация
Статья нацелена на установление причин недовольства реформами высшего образования. Автор усматривает их истоки в несовпадении концептуальных метафор образования, которыми руководствуются работники высшей школы и мега- и макрорегуляторы системы образования. Экономцентричная логика последних заставляет ориентировать индивидов и целые организации высшего образования на конкурентные отношения. Однако это противоречит русской ментальности, и конкуренция зачастую осуществляется за счет сотрудничества. Противостояние патерналистскому стилю управления является мощным интегрирующим фактором. Автор выделяет и описывает несколько уровней, на которых прослеживаются отношения конкуренции и сотрудничества, а также характеризует социально-одобряемые и девиантные способы их осуществления. Отношения сотрудничества являются механизмами интеграции в подсистеме высшего образования, а механизмы дифференциации реализуются в конкурентных отношениях. Оба механизма взаимосвязаны и взаимообусловлены и выражают процессы, присущие развитию любой системы. Тем не менее то, какими методами осуществляются интеграция и дифференциация, будет влиять на жизнеспособность системы и нравственный климат внутри нее. В свете недовольства граждан проводимыми реформами высшего образования чрезвычайно важным оказывается их аксиологический аспект. Делается вывод о необходимости возвращения в высшую школу идеалов достоинства, а также научной, преподавательской и студенческой этики, что возможно только при соблюдении мега- и макрорегуляторами принципов управленческой диалектики, то есть уравновешивания вертикали власти горизонтальными сетевыми отношениями на основе механизмов конкуренции и сотрудничества внутри профессионального сообщества. В данной ситуации профессиональное сообщество само сможет выделить и предложить релевантные для высшего образования как процесса результаты и ценности, показатели оценки образовательной и научной деятельности вузов и эффективности работы ППС.
Об авторе
С. Ю. ПолянкинаРоссия
Полянкина Софья Юрьевна – старший преподаватель, кафедра иностранных языков, факультет гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет (Российская Федерация, 630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
Список литературы
1. Балацкий Е. В. Как из высшего образования в России раздули пузырь?// Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7, № 11. С. 56–83.
2. Смирнова А. Экспертиза катастрофы [Электронный ресурс]. URL: https://www.nakanune.ru/articles/114501/ (дата обращения: 08.11.2018).
3. Черных С.И., Паршиков В.И., Панарин В.И. Конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг // Профессиональное образование в современном мире. 2014. №3 (14). С. 22–31.
4. Сергеев С.С. Аксиологические проблемы коммерциализации высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. №3 (6). С. 50–55.
5. Lakoff G., Johnson М. Metaphors We Live By. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980 (2008). 273 p.
6. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013. 224 с.
7. Grove J. Do great minds think alike? [Электронный ресурс]. The THE. 2017. / Lindau Nobel Laureates Survey. Times Higher Education. URL: https://www.timeshighereducation.com/features/do-greatminds-think-alike-the-the-lindau-nobel-laureates-survey (дата обращения: 08.11.2018).
8. Country Comparison. What about Russia [Электронный ресурс]. URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/russia/ (дата обращения: 08.11.2018).
9. Буланов К. ВШЭ оценила уровень академического мошенничества в вузах [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/11/02/785516-vshe-akademicheskogo-moshennichestva (дата обращения: 08.11.2018).
10. Лекториум [Электронный ресурс]. URL: https://www.lektorium.tv/ (дата обращения: 28.11.2018).
11. ПостНаука [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/ (дата обращения: 28.11.2018).
12. Открытая кафедра [Электронный ресурс]. URL: http://ok.academy/ (дата обращения: 28.11.2018).
13. Лектории Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/lectorian/ (дата обращения: 28.11.2018).
14. Открытый университет Сибири [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PL-Eo_6DXHWc3Vc5ZryGl-G2GwsczuuKHn (дата обращения: 28.11.2018).
15. Вольное сетевое сообщество «Диссернет» [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissernet.org/ (дата обращения: 28.11.2018).
16. Полянкина С.Ю. Категории социальной интеграции и дифференциации в категориальном аппарате философии образования // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №2. С. 66–74.
17. Полянкина С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. 2013. №2. С. 76–82.
18. Lockwood D. Social Integration and System Integration // Exploration in Social Change / ed. by G. K. Zollschan and W. Hirsh. L.: Routledge, 1964. P. 244–257.
19. Durkheim E. The Division of Labor in Society. N. Y.: The Free Press, 1933. 439 p.
20. Черных А., Миронова К. Вузы разделят на три разряда [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/society/34952271/?frommail=1 (дата обращения: 08.11.2018).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Полянкина С.Ю. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО VS. КОНКУРЕНЦИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2397-2405. https://doi.org/10.15372/PEMW20190103
For citation: Polyankina S.I. MECHANISMS OF INTEGRATION AND DIFFERENTIATION IN HIGHER EDUCATION: COOPERATION VS. COMPETITION. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2397-2405. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190103
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.