СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
https://doi.org/10.15372/PEMW20190102
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы современного высшего образования в связи с переходом государства к экономике знаний. Рассмотрение данных проблем в социально-философском аспекте приводит к пониманию того, что длительное «устаревание» знаний, отрыв теории от практики превышают меру устойчивости организации образования и вызывают необходимость системной модернизации его базовых процессов: образования, науки и инноваций. Выявлено отличие между оперативным, направленным на выполнение количественных показателей, и стратегическим управлением, нацеленным на качественное изменение базовых процессов. Исследованы процессы формирования стратегий развития и стратегических проектов университетов. Показано, что в отличие от программы развития, осуществляемой в рамках оперативного управления университетом, стратегические проекты, ориентированные на стратегический тип управления, способны обеспечить качественные прорывы университета. В качестве примера описаны результаты деятельности по формированию программы развития и опыта реализации стратегических проектов ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».
Об авторе
С. Ю. ПискорскаяРоссия
Пискорская Светлана Юрьевна – доктор философских наук, доцент, директор института социального инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (660 037, Российская Федерация, Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31)
Список литературы
1. Смирнов И.П. Сколковский проект в образовании // Профессиональное образование. Столица. 2012. №1 С. 16–18.
2. Назарова М.А., Черных С.И. Трансформация идентичности в обществе // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, №3. С. 1163–1168.
3. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2003. 232 c.
4. Образование и квалификации: стратегическое развитие и приоритетные проекты [Электронный ресурс]: монография. URL: http://scipro.ru/conf/monographeducation.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
5. Горин С.Г. Промежуточные результаты образовательных трансформаций: постнеклассический подход // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, №1. С. 1624–1630.
6. Гурина Р. В. Управленческие эксперименты с содержанием образования и педагогическая наука: телега впереди лошади // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, №1. С. 1610–1617.
7. Философия управления: проблемы и стратегии / отв. ред. В.М. Розин. М.: ИФРАН, 2010. 347 с.
8. Drucker P.F. Management Сhallenger for the XXI century. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1999. 210 c.
9. Strategic and operational objectives (phase 4: delivery) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kuleuven.be/english/education/policy/vision/objectives (дата обращения: 14.07.2018).
10. Foresight Mental Capital and Wellbeing Project (2008). Final Project report – Executive summary. The Government Office for Science, London [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/292453/mental-capital-wellbeing-summary.pdf (дата обращения: 14.07.2018).
11. Борисова Е. Р. Социально-философские основания стратегии управления качеством образования в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/5/borisova.pdf (дата обращения: 12.07.2018).
12. Ловецкий Г.И. Социально-философские аспекты инженерно-технического образования // Гуманитарный вестник. 2016. №6. С. 1–15.
13. Агафонова Е.В. Философские аспекты образования: университет и смена образовательных стратегий // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 24–30.
14. Education andLearning Possibilities by the Year 2030 [Электронный ресурс]. URL: http://107.22.164.43/millennium/Education-2030.html (дата обращения: 14.07.2018).
15. Future perfect: what will universities look like in 2030? [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/features/what-will-universities-look-like-in-2030-future-perfect (дата обращения: 14.07.2018).
16. Стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения [Электронный ресурс]. URL: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2003-strategicheskoeplanirovanie (дата обращения: 15.07.2018).
17. Чупрунов Е. В., Стронгин Р. Г., Грудзинский А. О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. №8–9. С. 11–17.
18. Нитяго И.В., Стрибко Т. В. Метод проектов: инновационный подход федерального государственного образовательного стандарта // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции повышения качества непрерывного образования: сборник материалов Международной научно-методической конференции, 1–5 февраля 2016 г., Новосибирск: в 3 ч. Ч. 3. Новосибирск: СГУГиТ, 2016. С. 7–9.
19. Программа развития (дорожная карта) СибГУ им. М. Ф. Решетнева – Опорного университета Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/8drYDIhECpyvvjA (дата обращения: 17.07.2018).
20. Отчет за 2016 год о реализации программы развития СибГУ им. М. Ф. Решетнева на 2016– 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/goCQERmO9qrPLQ4 (дата обращения: 17.07.2018).
21. Пискорская С.Ю. К вопросу о практике взаимодействия университета и местного сообщества // Перспективы науки. 2017. № 3 (90). С. 122–126.
22. Пискорская С.Ю., Пономарев В.В. Обеспеченность спортивными сооружениями вузов г. Красноярска в преддверии XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г.: социально-образовательный аспект // Теория и практика физической культуры. 2018. №8. С. 96–98.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Пискорская С.Ю. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2388-2396. https://doi.org/10.15372/PEMW20190102
For citation: Piskorskaia S.I. STRATEGIC PROJECTS IN EDUCATION: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2388-2396. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190102
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.